Cherchez la femme! – говорят французы и во многом правы. Во всём ищите женщину, так как именно женщина толкает мужчину и на возвышенные подвиги, и на низменные преступления. Ну а чем же отличаются художники? Да ни чем! В подавляющем большинстве именно любимая женщина, муза служила источником вдохновения для живописцев, и тем неисчерпаемым центром художественной энергии, откуда авторы черпали и сюжеты, и силы, и новаторские идеи. У великих художников были великие женщины.

Гала Дали

Елена Дьяконова стала известной на весь мир как Гала Дали, явившись самой главной женщиной в жизни своего эпатажного супруга Сальвадора.

Совсем непримечательная и лишённая нежности, она не имела подруг, но коллекционировала воздыхателей. Дали был главным её мужчиной, хотя с его разрешения изменяла ему она нещадно. Их брак был необычным, но гармоничным друг для друга. Она вдохновляла его на картины, а он позволял ей блистать на публике. Даже в 75 лет она считала себя прекрасной девчонкой. Несмотря на то, что к закату её молодости Дали нашёл себе новую музу, после смерти Галы он прожил всего 7 лет, угасая на глазах и потеряв всякий интерес к творчеству.

Изабелла Брант

Как известно, у Рубенса были свои каноны женской красоты, и это женщины в теле. Пышными формами отличалась и его любовь – Изабелла Брант. Он восхвалял не только её красоту, но и характер, утверждая, что его супруга обладает редким покладистым норовом и не любить её просто невозможно.

Родив художнику 3 детей, Изабелла умерла в 34-летнем возрасте от чумы. Горе живописца было огромно, и только спустя 4 года он стал снова смотреть на женщин. В 1630 году Рубенс, которому перевалило за 50, встретил Елену Фурман, 16-летнюю дочку своего друга. Говорят, что художника привлекла в ней именно удивительная внешняя схожесть с потерянной первой супругой. Тем не менее, молодая девочка стала ему преданной спутницей, родив гению пять детей, причём последнего уже после смерти Рубенса. Автор много рисовал обоих своих жён, однако, неизвестно стала ли Елена его новой музой или же он всё-таки видел в ней тень, безвременно ушедшей Изабеллы Брант.

Белла Шагал

Она заставляла его парить над небесами, была полна мудрости и верности, ожидая пока Марк закончит творческие метания и вернётся в родной Витебск к ней. Так и случилось, Берта Розенфельд или Белла Шагал стала самой сильной любовью и самой вдохновенной музой великого русско-белорусско-еврейско-французского художника.

Он женился на ней не сразу, так как был занят учёбой и поездками, а она писала ему нежные письма и ждала четыре года пока он приедет из Парижа. В 1915 году они, наконец, поженились, а спустя год родилась их единственная дочь Ида. В годы войны они рисковали быть отправленными в лагеря, и спешно уехали в США, где в 1944 году Беллу внезапно убила инфекция.

После этого у Шагала было ещё две жены, но Белла занимала особое место в его сердце даже после смерти. В 1973 году Шагал посетил СССР и в национальной галерее Москвы увидел свою «Прогулку», где они с Беллой гуляют по родному Витебску. Очевидцы вспоминают, что он в полном одиночестве провёл возле своего шедевра около 15 минут, напряжённо всматриваясь в сюжет, где они были так счастливы. От посещения Витебска Марк Шагал решительно отказался, будто боясь спугнуть воспоминания о юности, о любви, о Белле…

Подробнее о Марке Шагале  www.avangardism.ru/chagall.html . Биография. Описание картин.

Жанна Эбютерн

Прекрасная модель, талантливая художница и единственная любовь Амадео Модильяни – Жанна Эбютерн.

Их совместная жизнь была сложной – нищета, голод, отсутствие жилья. Кроме того, Моди отличался сложным характером, и Жанна нередко испытывала на себе беспричинный гнев гражданского мужа. Она родила ему дочь и забеременела снова, но внезапная смерть мастера от туберкулёзного менингита смешала все карты. На следующий же день, не желая жить без любимого, Жанна выбросилась из окна, будучи на 9 месяце беременности. Их похоронили с разницей в один день, однако, под одной плитой они оказались только спустя 10 лет.

Красавицу Жанну можно увидеть сегодня и на многочисленных фото, и на полотнах непризнанного гения. У Модильни был специфический взгляд на свою любимую, как впрочем, и у неё на него. Им не всегда было чего покушать, но на холсты и краски денег не жалели, благодаря чему мы и можем сегодня оценить могучую силу их творческого обречённого союза.

Биография и акртины Амедео Модильяни http://expressionists.ru/amedeo-modilyani/

Камилла  Донсье

«Не женщина, а ангел» — говаривал про неё Клод Моне. Камилла между тем отличалась красотой, нежностью и покладистостью. Она ловила каждое слово своего талантливого избранника, без устали позируя ему для новых шедевров.

Эта восхитительная женщина подарила художнику 2 детей, но беременность и роды ослабили и без того хрупкое здоровье Камиллы, так что в 32 года её не стало. Клод Моне посвятил множество картин своей возлюбленной, восхищаясь её неординарной внешностью и очарованием. Видя, как меняется лицо умирающей жены, как теряются жизненные краски, уступая вечности, художник вновь кинулся на кисти. Слёзы катились из его глаз, душа изрыгала проклятия, но не рисовать свою любимую модель он просто не мог – Камилла была его натурщицей до самой смерти.

Юлия Самойлова

Смелая и независимая, славящаяся своими выходками, Юлия Самойлова стала музой русского академиста Карла Брюллова.

Она хлебнула замужества и без сожаления разорвала брачные узы, затем отправилась в Италию, где и познакомилась с художником. Вернувшись в Россию, Юлия Павловна в своём имении устраивала развлечения столь шумные, что даже навлекла на себя гнев императора. После этого эпатажная красавица снова отбыла в Италию, а вслед за ней отправился и Брюллов. Им не суждено было сочетаться законным браком, но личные письма друг другу свидетельствуют о большом искреннем чувстве.

К закату жизни Самойлова порывает с Брюлловым, однако, с поры знакомства до самой смерти художник пишет женские лица, ориентируясь главным образом именно на прекрасный облик любимой Юлии. В работе «Последний день Помпеи», Брюллов умудрился нарисовать Юлию трижды.

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская