Или о том как, муз много не бывает

Продолжая разговор о музах, хочется отметить, что не все художники отличались моногамностью – порою спутниц жизни они меняли как перчатки. И всех женщин безмерно любили в определённый период жизни. И все они становились музами. Пусть и ненадолго.

Так что этим вдохновительницам великих живописцев стоит выразить благодарность….и, наверное, посочувствовать – ведь такие ветреные, но, безусловно, гениальные были их мужчины.

Пабло Пикассо: «Любовь – лучший восстановитель»

Первой любовью Пикассо стала Фернанда Оливье. Она с достоинством преодолевала все материальные сложности вместе с молодым Пабло – по бедности эта чета могла сравниться разве что с церковными мышами. Своему трогательному «голубому периоду» Пикассо обязан именно Фернанде.

Проживая с преданной Фернандой, в 1911 году художник знакомится Евой Гуэль (Марсель Умбер). Субтильная Марсель, напоминала живописцу скрипку, а её образ он часто сравнивал с музыкой.

 

 

Всю идиллию разрушил очередной приезд Дягилева. Балерина его труппы  Ольга Хохлова – русская любовь Пикассо, стала его первой женой. Художник был уже достаточно состоятелен и смог окружить красавицу роскошью. Он был так уверен, что их союз нерушим, что решился на брачный контракт. Ольга Хохлова и их сын Поль вдохновили Пикассо на создания множества нежных портретов с уже проглядывающими нотками кубизма.

 

Мария-Тереза Вальтер «открыла» сюрреалистическую страницу творчества Пабло Пикассо. Её живописец поселил в замке Бужелау, где располагалась его студия, отведя роль прекрасной игрушки, но ни как не спутницы жизни. Этот период творчества наполнился переливающимися красками, упругими формами и округлыми линиями.

Мария-Тереза стала печальным свидетелем разрыва художника с женой, а затем молчаливо наблюдала, как иссякает интерес Пикассо и к ней. Даже после тяжёлого расставания эта женщина продолжала любить мастера всю свою жизнь. Спустя 4 года после смерти Пикассо она повесилась в гараже.

 

Единственной женщиной, которая после окончания романа с Пикассо, прожила полную счастливую жизнь была Франсуаза Жило. Работы, посвящённые ей полны асиметрии из простых и смелых линий, но не без нежности и лиризма.

 

Фотограф Дора Маар вошла в искусство Пикассо как «женщины в слезах» — автор всегда подчёркивал её тонкие пальцы с красными ногтями и никогда не улыбающийся рот. Союз любви и интеллектов закончился альбомом новых выразительных картин для одного и психушкой для другого.

 

Жаклин Рок можно назвать фанаткой своего мужа. Они прожили вместе  20 лет, и всё это время художник посвящал картины только ей. Не удивительно, что портретов Рок Пикассо оставил больше всего в сравнении с предыдущими музами. Разница в возрасте между ними составляла 45 лет, но она сделала из Пикассо религию, и себялюбивый живописец ценил это больше всего.

 

Три любви Рембрандта

Этот художник также славился ветреностью, хотя любил каждую из своих жён безмерно.

Первой его сердечной привязанностью была Саския ван Эйленбурх. Дочь бургомистра, она была совсем не пара сыну простого сельского мельника, однако, жизнь решила по своему – через год они уже обвенчались.

Все 9 лет, отпущенные их семейному счастью, текли благополучно и спокойно – художник становился популярнее, его дом богаче, а рождение наследника Титуса и вовсе стало пределом мечтаний. Рембрандт очень часто изображал свою любимую Саскию, и в каждом штрихе явственно читается любование, нежность и восхищение к своей музе. Но в 1942 году супруга художника умирает, оставляя годовалого мальчика и безутешного живописца.

С этого момента материально благополучие Рембрандта будет стремительно катиться вниз. Но при этом ничто человеческое ему было не чуждо – он снова влюблялся, и снова творил.

Следующей его возлюбленной стала кормилица его Титуса – Гертье Диркс. Художник не стал скрывать свою связь и этим возмутил высокое общество. Служанки-любовницы были не новостью для господ Амстердама, но чтобы наряжать их в роскошные платья и вывозить на светские мероприятия? Такое поведение влюблённого Рембрандта только усугубил раскол между ним и его заказчиками.

Расставание с Гертье получилось шумное и некрасивое – художник нанял новую служанку, молодую Хендрикьё Стоффельс и не на шутку ей увлёкся. Судебные тяжбы не помогли удержать гражданского мужа и покровителя – Рембрандт её разлюбил.

Теперь он счастлив с Хендрикьё, хотя и не может на ней женится. Иначе бы он лишился правом распоряжаться наследством Саскии. Они живут «во грехе» за что Хендрикьё отлучают от церкви. Рембрандт посвятил своей новой музе много работ, но также не смог уберечь от болезни. Вскоре у мастера не останется никого и ничего, но его искусство окажется живее всех живых.

 

Экзотические увлечения Гогена

Ещё один художник, подверженный сердечным страстям – Поль Гоген.

Будучи состоятельным биржевым маклером, Гоген удачно женился, и партию ему составила Метте Софи Гад, датчанка из состоятельной семьи. За 10 лет не очень счастливого брака Метте успела родить ему 10 детей…и попасть на некоторые полотна своего мужа.

Однако в 1891 году Гоген бросает всё, и уезжает на Таити. Теперь там он будет черпать сюжеты, создавать новую эстетику художественного искусства и влюбляться в местных красавиц.

Первой его любовницей стала туземка Техура, которой было всего 13 лет. Девушку с золотой кожей живописец неустанно делает героиней своих работ, погружаясь в поиск новых композиционных построений и технического воплощения.

Эта связь, несмотря на то, что Техура ждала ребёнка, прервалась в связи с недолгим отъездом Гогена обратно на континент. Художник любил только своё искусство, поэтому легко расставался со своими музами. Юная туземка вышла замуж за местного мужчину, а родившийся мальчик воспитывался в этой туземной семье. Поль Гоген никогда с ним не связывался.

Поль Гоген «Таитянская женщина с двумя детьми»Второй его спутницей стала Пахура – с ней Гоген сошёлся, едва вернулся на Таити. Она родила живописцу двоих детей.

Однако с той поры, Гоген как будто находится в постоянном поиске любви, новых острых впечатлений. Большая часть его экзотических моделей делили с Гогеном не только искусство. Сколько их было? Об этом история умалчивает. Последней достоверно известной музой Гогена была 14-летняя Мари-Роз, с которой он жил в своей хижине, именуемой «Домом наслаждений».

Влюбчивый Гоген имел множество связей, что не принесло ему ни счастья, ни здоровья, но создало его во многом как художника, а нам подарило сотни работ.

 

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская