Валентин Серов «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту»

«Влюбленность» Серова в исторические эпохи, особенно, связанные с грандиозными преобразованиями, возникла у художника под влиянием главного мирискусника А. Бенуа. Серов с  энтузиазмом откликнулся на предложение заняться иллюстрированием издания «Царские охоты», к тому же сюжеты с изображением эпохи Петра Великого, он мог выбирать самостоятельно.

Картина «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», стала первой работой художника, с которой он начал эту тему, и где еще чувствуется «привкус» иллюстрации.

Сюжет получился динамичным, напоминающим остросюжетный фильм, со стремительно меняющимися кадрами. Здесь все наполнено движением, эмоциями, которые быстро передаются зрителю, делая его самого как бы участником азартной охоты. Кажется, что границы картины с трудом сдерживают энергию, рвущуюся за пределы холста.

Техника темперы сделала композицию и простой, и сложной, а также придала ей этюдный, даже набросочный вид. Отсутствие масляных красок, которые делают полотно многослойным, позволило художнику добиться ощущения легкости картинной плоскости, а характер линий придал произведению сходство с волнующейся поверхностью.

1900 г. Картон, темпера. Государственный Русский музей.