Валентин Серов «Портрет княгини З. Н. Юсуповой»

В известной работе «Портрет княгини З. Н. Юсуповой», Серову удалось не только передать привлекательный облик настоящей аристократки, но и сопроводить его своеобразным «рассказом» об этой, несомненно, незаурядной личности. Самого художника, как и многих знавших княгиню, влекло к этой женщине ее душевное тепло, доброта, врожденная скромность. Может быть поэтому, Серов почти 80 раз посещал Юсупову, чтобы написать ее портрет, занявший в списке парадных центральное место. Сама княгиня, со свойственной ей иронией, рассказывала, что пока художник закончил работу, она успело несколько раз похудеть и поправиться.

Произведением заказчица осталась довольна, причем больше всего ей понравилось лицо, овал которого Юсуповы даже собирались вырезать; к счастью, передумали. «Насытившись» внутренней красотой модели, ее природной харизмой, зритель только потом заметит роскошь обстановки, изысканное платье героини, модного шпица, такого же «благородного», как и сама хозяйка (со времен итальянского Возрождения, собаки на парадных портретах были почти их неизменным атрибутом).

Богатый интерьер помещения органично дополняет сюжет, но заметен и легкий налет искусственности. Несколько «зажата» и сама Юсупова. Этими деталями Серов подчеркивает свой «модный» статус, когда модель находится как бы в вынужденно парадной позе. Притягивает взгляд и авторская находка, помогающая полнее раскрыть характер героини – тщательно выписанная правая рука, аристократическая, точеная, и так элегантно положенная на колени.

1902 г. Холст, масло. Государственный Русский музей.