Валентин Серов «Портрет императора Николая II»

Облик последнего русского царя, изображенный Серовым на картине «Портрет императора Николая II», трудно ассоциируется с личностью, наделенной монаршей властью. На зрителя смотрит, скорее, высокообразованный штабной военачальник, несколько уставший, слегка «мягковатый» по характеру, и чем-то немного встревоженный. Перед художником не стояла цель изобразить властелина могущественной империи, и здесь Серову, не смущенному высоким положением модели, удалось не хуже самых дотошных биографов раскрыть характер Николая II.

Заказ на портрет был вызван желанием государя сделать подарок супруге Александре Федоровне. С самого начала работа у художника не заладилась, и он уже готов был отказаться от нее. Несколько расстроенный Николай II присел за стол, и в этот момент его облик принял такое выражение, за которым и «гонялся» Серов.

Правы историки, утверждавшие, что царь знал о пророчествах, касающихся трагической судьбы и его, и всей России; Серов отлично передал не обычный человеческий страх, а тревогу государственного мужа, переживающего за свое отечество. Художественными средствами мастер сосредотачивает внимание зрителя на глазах героя, в которых читается внутреннее состояние будущего мученика.

Рваный контур, разделяющий фигуру и фон, усиливает общую тревожность, слегка присутствующую во взгляде. Современные ценители искусства, также как и специалисты, едины во мнении, что этот портрет – лучшее изображение Николая II.

1900 г. Холст, масло.