Валентин Серов «Петр I»

Предложение написать портрет Петра I, что называется, «завело» Серова, хотя к историческим сюжетам он обращался, в ряде случаев, выполняя просьбу издателей; этот случай – один из них.

В 1907 г. издательство И. Кнебеля заказало художнику картину, сюжет которой должен был сфокусироваться на заслугах царя, касающихся постройки Петербурга. Эта историческая фигура уже давно «не давала покоя» самому Серову, и он, со свойственной ему основательностью, решил запечатлеть образ «настоящего» Петра, не приукрашенного, и не «припудренного».

Копание в архивах Эрмитажа, посещение исторических лекций, и куча рутинной подготовительной работы, проделанная Серовым, открыла художнику много неприглядных сторон личности императора. Но ведь создание флота, победа над шведами, и грандиозные реформы, – все это не могло пройти бескровно, без тысяч и тысяч жертв. Терзания Серова можно понять.
Мастер справился с задачей безупречно: картина «Петр I» получилась правдивой во всех отношениях – царь здесь, прежде всего, строитель, уверенный в правоте своего пути реформатор, и хозяин империи, размашисто шагающий пока еще по зыбкой насыпи.

Часть художественной критики посчитала картину шаржем на образ Петра Великого, тонкие ноги которого стремительно передвигают более чем двухметровую фигуру, да еще карикатурная свита с денщиком непонятной национальности. Но честного во всем Серова это мнение вряд ли интересовало, ведь значимость и величие Петра I нисколько не уменьшились, и неважно, что выглядит он совсем не опереточным героем.

1907 г. Картон, темпера. 68 x 88 см. Государственная Третьяковская галерея.