Валентин Серов «Заросший пруд. Домотканово»

Рассматривая пейзаж Серова «Заросший пруд. Домотканово», невольно приходит ощущение того, что здесь изображена крохотная частица природы, как бы «заблудившаяся» в пространственно-временных рамках. Правда, такая ассоциация возникает не сразу, потому что поначалу зритель видит «всего лишь» фотографию, качественную, с хорошо построенным композиционным сюжетом, и удачным выбором ракурса.

С «погружением» в этот сказочный мир, изображение постепенно оживает, поверхность пруда начинает мерцать, и оказывается, что настоящая реальность существует по ту сторону полотна, она на расстоянии вытянутой руки, но проникнуть туда невозможно.

В пейзаже нет места громким звукам, страстям, бурному проявлению эмоций, но и настраивая на лирический лад, оно напрочь отгоняет тревожные мысли, предлагая говорить светлым чувствам. Создавая ощущение гармонии, художник отказался от броских световых и цветовых пятен, а также убрал резкие переходы. В мельчайших деталях просматривается уравновешенность, аскетическая взвешенность. Наверное, Серов научился не только создавать психологические портреты людей, но и сумел проникнуть в «психологию» природы.

При кажущейся открытости и понятности пейзажа, ценители искусства каждый раз находят здесь скрытые подтексты, живописные метафоры, а также открывают для себя новые художественные грани, воплощенные великим мастером.

1888 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.