Валентин Серов «Девочка с персиками» (Портрет В.С.Мамонтовой)

Вряд ли кому до Серова, да и после, удавалось создать образ более «русской» девушки, чем в «Девочке с персиками». Во многом, этому способствовало путешествие художника в Италию, во время которого он почувствовал, что такое любовь к родине, а также ощутил, с его слов, «тоску по работе».

Написанная на одном дыхании, работа прославила не только истинную красоту, но и стала гимном молодости, радостного настроения, а также не поддающегося описанию ощущения чего-то «настоящего». Можно почувствовать, что свет наполняет комнату не только через окно, он исходит и от юной непоседы, кажется, готовой сию минуту вспорхнуть весенней бабочкой. Вряд ли кто подумает, что отец девочки является крупным промышленником.

Некоторое время Серов противился тому, чтобы картину называли так, какой ее увидел на выставке И. Грабарь, но затем принял этот вариант (сам художник назвал произведение просто – «Портрет Веры Мамонтовой»).

Период, в который Серов создавал этот шедевр, характеризовался тем, что для отечественных живописцев важнее было «содержание», они не воспринимали импрессионизма, и отвергали «форму». Можно было бы «додумать», что посетивший Италию Серов, попал там под влияние европейских новаций, и сразу же перенес их в свое творчество. Но вряд ли найдется среди работ тех же французских импрессионистов, что-то подобное этому радостному восприятию юности, непосредственности, и «свежести», не утраченной до сих пор.

1887 г. 91 x 85 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.