Джеймс Уистлер «Симфония в белом №2. Портрет девушки в белом»

Наполненная легкой грустью и тоской, «Симфония в белом №2» — второе из трех произведений Джеймса Уистлера, главными героями которых становились девушки в белых одеждах. Искусствоведы так же считают картину лучшей работой «восточного» периода творчества художника. Такие детали, как расписной веер, фарфоровая ваза характерной бело-синей расцветки – все это выдает увлеченность Уистлера японским искусством.

Как и в первой картине, музой и моделью стала возлюбленная художника Джоанна Хиффернан. Рыжеволосая, одетая в неизменное белое платье, она стоит в пол-оборота к зрителю, положив руку на белую же каминную полку. Печален ее взгляд – и отражение в зеркале вторит девичьей грусти. В опущенной руке девушка некрепко сжимает вот-вот готовый упасть веер. Задумчивое лицо погруженной в свои мысли Джоанны, смиренная поза ее словно оцепеневшего тела – все это придает картине особое меланхолическое настроение.

С первого взгляда картина завораживает своей тонкой магией, перенося зрителя в одну из пустующих комнат большого, но покинутого всему дома. Физически ощущается его прохлада и пустота. Зритель отчетливо понимает и переживает вместе с Джоанной ее одиночество и потерянность. Даже цветы, традиционно олицетворяющиеся с красотой, жизнью и молодостью, здесь говорят об обратном. Розовые азалии – именно они изображены здесь художником – считаются символом вызванной одиночеством печали. Они прекрасны, но их красота не вечна и ни к чему не ведет. Пройдет немного времени, и цветы увянут, как увянет и лицо прекрасной девушки – все в мире закономерно ведет к угасанию.

Важная деталь картины – отражение Джоанны в зеркале. Подобный композиционный прием используется художниками для более полного выражения второго «я» изображаемого героя полотна. Лицо девушки из «зазеркалья» отличается от ярко освещенного реального лица, что придает работе атмосферу молчаливого разговора героини со своим отражением. Объединяет их одно – взгляды настоящей и зазеркальной Джоанны сходятся в одной точке – они направлены к руке девушки с надетым на ней обручальным кольцом. Не оно ли причина грусти и печали молодой девушки?

1864 г. Холст, масло. 76 x 51 см. Тейт Британия, Лондон, Англия.