Джеймс Уистлер «Вариации в сером и черном. Портрет матери»

Американец из Парижа, который получил первые навыки изобразительного искусства в России, а по большей части жил в Англии – всё это Джеймс Уистлер. Основоположник тонализма, который явился предтечей импрессионизму, великий талант и большой оригинал, Уистлер запомнился своим современникам эпатажем и выходками, ну а потомки уже смогли оценить всю силу его дарования, сквозь призму его неординарных поступков.

«Портрет матери» — одно из самых известных работ Уистлера. Картина давно стала своеобразным символом, наряду с «Джакондой» да Винчи, «Постоянством памяти» Дали и «Чёрным квадратом» Малевича.

На полотне изображена мать художника, которую звали Анной Макнейл. Хотя сегодня шедевр считается чуть ли не символом-знаменем «культа матери», некоторые исследователи полагают, что мать художника появилась здесь случайно – натурщица не смогла прийти к художнику в этот день. Другие же склонны доказывать, что идею картины Уистлер вынашивал давно, и именно в таком виде её и представлял.

Минимум деталей, отсутствие цветовой пестроты, и простая, почти плоскостная композиция, за которую автора многие критики и собраться по цеху критиковали. Мать, изображена в профиль и сидящей на стуле, чему то же есть объяснение (впрочем, неподтверждённое на все сто процентов) – женщина на картине уже в пожилом возрасте, и Уистлер, зная, что матери будет непросто простоять весь долгий утомительный сеанс позирования, усадил её на стул.

Цветовая интерпретация полностью соответствует позиции тонализма – доминирующими цветами выбраны чёрный и белый, из которых и складывается весь сюжет. Ярким белым пятном выглядит картина на стене в стиле паспарту.

Полотно Джеймса Уистлера сегодня много лоббируется кино, анимационными фильмами, мюзиклами — достаточно вспомнить «Мистера Бина», вторую часть комедийного фильма «Голый пистолет» и легендарных «Симпсонов». Впрочем, самому мастеру это вряд ли бы понравилось — живописец ратовал за чистое искусство, лишённое налёта авторитета, антуражей и прочих вещей, мешавших понять формальную ценность той или иной картины. В конечном счёте, он и стал жертвой этих самых человеческих предрассудков: современникам мешало оценить его талант эпатажное поведение Уистлера. «Портрет матери» художник предоставил на суд английской художественной Академии, и та была решительно отвергнута. Это была последняя картина, которую Уистлер рекомендовал на утверждение учёному сообществу мира искусства.

1871 г. Холст, масло. 162,5 x 144,3 см. Музей Орсе, Париж, Франция