Уильям Тернер «Переход Ганнибала через Альпы»

С утверждением Уильяма Тернера как мастера пейзажной живописи, всё, что подходит под определение «световоздушная среда», а именно снег, облака, туман, и т. д., получило право занимать на картинах более значительную роль. Иногда, явления природы, явно теснили людей и прочие важные объекты, отодвигая их на другой план.

Ранняя работа Тернера «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», может претендовать на точку отсчета, где изображение пространства начало занимать больше места и внимания, нежели сам человек. По значимости и смелости, эта работа занимает видное место в творчестве художника.

Сюжетом для написания работы послужил исторический переход карфагенянина Ганнибала через Альпы, состоявшийся в 218 году до н. э. Сопоставив дату создания картины – 1812 год, время, когда имя Наполеона было на устах всей Европы, понятно, что между запечатленным событием и походами французского полководца существует прямая связь.

Живописец, который часто сопровождал работы собственными стихами или стихотворными комментариями любимых им авторов, специально написал поэму «Обманчивость надежды». Картина, как и слова поэмы, оказались пророческими. Через три года, в битве при Ватерлоо, грозный Наполеон потерпел сокрушительное поражение.

1812 г. 237,5 x 146 см. Холст. Масло. Тейт Британия, Лондон, Великобритания.