Уильям Тернер «Извержение Везувия»

Многие обращались к этому трагически-патетическому сюжету. Но только на полотне Уильяма Тёрнера главным действующим лицом предстаёт вулкан, которым художник скорее восхищается, нежели демонизирует. Тернер явился тем самым предвестником импрессионизма, на достижениях и экспериментах которого, выросло не одно поколение будущих творцов «впечатлительной» живописи.

Британский художник всегда восхищался природой и проявлениями её могучих сил, делая пейзаж либо главным действующим лицом, либо живописными декорациями в полотнах, где присутствуют люди. Однако эти величественные декорации-пейзажи только подчёркивали несовершенство человека и величие и неотвратимость стихии.

«Извержение «Везувия» — это непросто вымышленный пейзаж, навеянный печально известным историческим событием. Представленное полотно – это душевный отклик, личное отношение художника, его переживания. Вся драматургия работы построена на удивительном цветовом контрасте коричневого, тёмно-красного и ярких белых вспышек смертоносной силы, озаряющих небо столбом пепла и лавы. Ошеломительное впечатление усиливает водная гладь, которая словно «удваивает» эффект, отражая всполохи, вырывающиеся из жерла рокового вулкана.

К сожалению, чопорная английская публика не оценила работу Уильяма Тёрнера – англичанам был более симпатичен сентиментализм и приглаженные бытовые сценки, а живопись мастера вызвала раздражение и негодование. Но мудрое время, как всегда, расставило всё по своим местам.

1817 г. 39,7 x 28,6 см. Бумага, акварель. Йельский центр британского искусства, Нью-Хейвене, Коннектикут, США