Русские импрессионистыВ 1874 году французской публике была представлена картина, ставшей отправной точкой развития нового направления в искусстве. Полотно «Впечатление. Восход солнца», принадлежавшее кисти великого К. Моне, дало новой манере письма и свое имя – импрессионизм (от фр. Impression — впечатление).

Ставя во главу угла восприятие мира посредством чувств и эмоций, импрессионисты разрабатывали новую технику письма, искали новые инструменты живописи и меняли подход к организации творческой среды. На рубеже веков они произвели революцию в искусстве, став яркой страницей в истории мировой живописи.

Зародившись во Франции, вскоре это направление вышло далеко за пределы родной страны, завоевав сердца художников в Европе, Америке и России.

В России конца XIX – начала XX вв., впитывая творческие идеи французских импрессионистов, художники создавали полотна, впоследствии получившие известность под общим названием – «Русский импрессионизм».

Большее развитие импрессионизм получил в творчестве таких художников, как К. Коровин, И. Грабарь, В. Серов, А. Архипов, А. Куинджи. Периоды обращения к импрессионистским методам живописи имели место и в творчестве В. Борисова-Мусатого, Н. Богданова-Бельского, П. Нилуса. Хрестоматийные представления о классическом французском импрессионизме в картинах русских художников претерпели некоторые изменения, в результате которых направление приобрело ярко выраженную национальную специфику.

Как способ передачи одного лишь восприятия действительности, импрессионизм в чистом виде остался чужим для русского искусства. Социально направленное, тяготеющее к предметности, отечественное искусство отличалось стремлением к созданию наполненных смыслом и значимым содержанием картин. Не забыть за мимолетной эмоцией человека и его душу – одна из задач русских художников, и импрессионистов в том числе.

Материальность, предметность и осмысленность – доминирующие черты русского импрессионизма. Для него также характерна и большая по сравнению с быстрым ритмом городской Франции статика, что нашло выражение в «культе этюда» как основной формы работ. К исконно французскому главенству впечатления от увиденного, русские импрессионисты добавили необходимость отображения на полотне внутреннего состояния художника в момент написания картины.

В творчестве отечественных художников импрессионизм выразился в подражании внешним приемам классической французской техники: работа на пленэре, особое внимание к передаче света, письмо чистыми цветами, высокая скорость работы. Необходимость полного завершения картины за один сеанс порой приводила к удивительным результатам, до сих пор казавшихся невозможными. Так, известно, что К. Коровину удалось написать портрет Ф. Шаляпина в полный рост всего за два часа.

В 1898 году в Германии состоялась организованная Дягилевым выставка картин русских художников. Среди них большой успех у зрителей имели и работы импрессионистов – «Девочка с персиками» В. Серова и пейзаж «Зимой» К. Коровина. Русский импрессионизм завоевал мировое признание.

Константин Коровин по эстетике своих работ был наиболее близок к импрессионистам. Более того, именно Коровина часто называют родоначальником нового направления в России. Его работа «Портрет хористки», написанная в 1883 году, стала первой ласточкой импрессионизма, которая произвела на отечественных художников большое впечатление. Острота колористического видения, ясная гармония чистых красок, новые пластические решения – все это в корне отличалось от того, что ранее имело место в русском искусстве. Портретный этюд был написан Коровиным всего за один час. Итогом работы стало изображение молодой девушки, стоящей на веранде в цветущем саду. С первого взгляда пронизанная светом картина покоряет свежестью и непосредственностью. Девушка показана здесь и сейчас, в конкретный мимолетный момент времени. Ее фигура расположена не по центру полотна, в неустойчивой и неуверенной позе, подчеркивающей психологическое состояние печальной хористки. Чувственное восприятие увиденного художником определило необходимость написать образ девушки в тесной связи с окружающим пространством, уделяя значительное внимание отображению света и воздуха. Фактурное письмо широкими сочными мазками придает образу конкретную форму, господствующие голубые и желтые тона, свободные мазки белил привносят в изображение ощущение воздушности и легкости. Все это является яркими решением импрессионистических задач, новых и непонятных пока русскому искусству.

Отдельного внимания заслуживают работы Коровина, написанные им под впечатлением от поездки по Северу в августе-сентябре 1894 года. Пораженный красотой и монументальностью Заполярья, силой людей, вынужденных ежедневно бороться со стихией за свое существование, художник создал этюды, отразившие существенные стороны Севера. Каждый из них имеет четкий сюжет и наполнен драматичным переживанием.

«Архангельский порт на Двине» (1894), «Мурманский берег» (1894), «Ручей св. Трифона в Печенге» (1894), «Зима в Лапландии» (1894), «Пристань на севере» (1895) – в этих и многих других работах северного цикла нашли отражение идеи импрессионизма. Здесь отчетливо видны сдержанная серебристо-серая цветовая гамма, тонко передающая тона суровой северной природы, уверенные размашистые мазки, виртуозность передачи световоздушной среды, отсутствие четких деталей образов, «этюдность» и легкая незавершенность, отсутствие французской динамичности и характерная нагруженность смыслом. Северные работы К. Коровина имели большое значение в развитии русской живописи и оказали серьезное влияние на творчество других художников- импрессионистов.

Значительные по своей силе картины в период увлечения импрессионизмом писал В. Серов. Его знаменитую «Девочку с персиками» до настоящего времени считают эталоном отечественного портретного импрессионизма. Запечатлеть свежесть и трепет ускользающего мгновения, в то же время остановить его – те задачи, над решениями которых больше месяца трудился художник, создавая картину. Легкая и непринужденная вибрация мазка, насыщенность световыми эффектами, тонкая фактура, фрагментарная трактовка увиденных предметов – черты, роднящие полотно «Девочка с персиками» с импрессионизмом.

Идеи нового направления пришли в творчество Серова во многом под влиянием его близкого друга и наставника К. Коровина, с которым он много работал.

Поздний русский импрессионизм, органично соединивший в себе элементы многих существовавших в тот момент времени стилей и направлений, нашел отражение в творчестве И. Грабаря. Художник попал под очарование живописи импрессионистов с ее чистыми красками в 1895 году во время поездки в Европу. Уже в 1903 году картиной «Зимний вечер» был обозначен переход к новой манере письма. Уникальные колористические и световые решения, смелые широкие мазки, которыми была написана работа, не оставили сомнений по поводу ее принадлежности к импрессионизму.

С увлечением и азартом написанная на пленэре годом позже, картина «Мартовский снег» стала самым ярким по фактуре и мысли импрессионистическим полотном. Главный герой картины – слепящий глаза белый снег, которому художник подарил большую часть холста. На снежном просторе можно увидеть девушку-крестьянку, несущую воду в коромыслах – она играет роль знакового акцента, позволяющего придать картине атмосферу «русскости», наряду с праздничным восприятием великолепной красоты родной природы.

Вплоть до 1876 года под влиянием идей передвижников работал непревзойденный пейзажист А. Куинджи. Но после поездки во Францию, художник разрывает с ними все связи, отдавшись во власть импрессионизма. В своем творчестве Куинджи начинает уделять большее внимание передаче световоздушной среды, стремясь понять характер ее влияния на окраску предметов и тонов изображаемого на холсте. Отказавшись от красочной плотности, художник воплощал на полотнах принцип цветовой прерывистости. Характерные для данного этапа творчества картины «Днепр утром» (1881) и «Север» (1879).

Работы Куинджи были высоко оценены современниками. А. Бенуа даже сравнивал художника с К. Моне и утверждал о большом влиянии Куинджи для русского искусства, сопоставимом по значению с ролью Моне для французской живописи.

В 1890-х гг. первые серьезные работы создает В. Э. Борисов-Мусатов. Начало его творчества непосредственно связано с импрессионизмом – это были пленэрные этюды, написанные под влиянием картин Коровина и Серова. Картины отличаются свежестью и простотой, пронизаны тонкой поэтической чувственностью. Импрессионистическое восприятие художником природы нашло выражение в высветлении палитры, обогащению ее яркими чистыми красками, придающими полотнам необыкновенно чистое звучание и виртуозной передаче изменчивой световоздушной среды. Таковы этюды «Маки в саду» (1894), «Майские цветы» (1894). В более поздний период творчества Борисов-Мусатов отходит от импрессионизма и пишет работы в постимпрессионистской и символисткой манерах.

Член Товарищества передвижников и Союза русских художников, А. Архипов также писал картины в манере, близкой к постимпрессионистской живописи. Его «Прачки», «Радоница», «Северная деревня» наполнены светом и воздухом, которые сохранились в стиле его письма, устояв под натиском революционных перемен. Схожий творческий путь прошел и Н. Богданов-Бельский. Получив звание Академика живописи за работы, созданные в реалистическом ключе, он отошел от наследия передвижников и работал в русле импрессионизма («Виртуоз», 1891; «Вечер («Удильщик»)», 1925). Параллельно реализм передвижников и идеи французского импрессионизма сосуществовали и развивались в творчестве П. Нилуса. Практически одновременно он писал жанровые работы («По знакомым», 1892; «Белошвейная мастерская», 1890, «Босяк», 1895) и проникнутые лиризмом и стремлением передать впечатление от увиденного «Осень» (1893), «Купальни» (1899), «Перед вечером» (1902).

Импрессионизм в России обрел свое неповторимое лицо, достойное восхищения и подражания.

Биографии и картины русских импрессионистов: