Анри Руссо «Нападение в джунглях»

По-детски наивного и романтичного Руссо постоянно привлекали таинственные земли, дикая неизведанная природа, а тема джунглей многие годы занимала в его творчестве центральное место, сделав его известным не только на родине. Примечательно, что художник только по слухам посещал Мексику, хотя дальше Франции и столичного Ботанического сада, он не бывал.

«Нападение в джунглях» – первая картина, с которой Руссо начал победно шествовать к творческой вершине; с нее начинается цикл под названием «Джунгли», длившийся более 15 лет, хотя после указанной работы, к теме джунглей он вернулся только через несколько лет.
Академия живописи и скульптуры не приняла работу, поэтому художник выставил ее в Салоне независимых, услышав на этот раз не только традиционные насмешки, но и положительные отклики отдельных критиков, нашедших в работе глубину и сложность. Для Салона, автор дал ей название «Сюрприз!». (В оригинале название картины переводится как «Тигр во время тропической грозы»).

Автор тщательно работал над полотном, стараясь как можно ярче передать насыщенные краски джунглей, а также создать ощущение хлещущего дождя – он даже сумел открыть собственный метод, позволяющий сделать это с помощью серебряной краски. Название «Сюрприз» предполагает, что охота для зверя оказалась удачной, хотя по заявлению самого Руссо, тигр собирался прыгнуть на исследователей.

1891 г. Масло, холст. 161,9 x 129,8 см. Лондонская национальная галерея, Англия