Анри Руссо «Заклинательница змей»

Первой картиной Руссо, экспонировавшейся в Лувре, является полотно «Заклинательница змей» – работа, которую во многом считают поворотной в сторону сюрреалистического жанра.

Художник Робер Делоне уговаривает мать заказать полотно у Руссо, который фанатично влюблен в растительный мир, а если уж флора связана с экзотическими странами, то такой мотив для Таможенника просто находка. Он с восхищением слушает рассказы о путешествии Эли Делоне в Индию, и без труда создает картину, пропитанную таинственной притягательностью загадочного континента.

Практически черная фигуры заклинательницы обладает магическим волшебством, но она не пугает, наоборот, ее глаза – две светлые точки, приковывают к себе взгляд, и даже успокаивают. Зритель, рассматривающий картину, ловит себя на мысли, что количество змей постепенно увеличивается, и хотя здесь они не вызывают естественного отвращения, но кажется, что пресмыкающиеся оживают и даже начинают шевелиться. В практическом плане, Руссо легче справлялся с передачей неподвижной экзотической фауны, чем с динамичными фигурами.

Салон, состоявшийся осенью 1907 года, на картину почти не отреагировал, отмолчалась и пресса, а вот в среде молодых авангардистов полотно вызвало восхищение.

Знал бы Руссо, что в 1922 году его «Заклинательница змей» будет перепродана за 50 тысяч франков…

1907 г. Масло, холст. 189 x 169 см. Музей Орсэ, Париж, Франция