Огюст Ренуар. АвтопортретОгюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) 1841-1919 г. Французский художник, признанный мастер женского портрета. Биография и картины.

Уж как не советовал знаменитый композитор Шарль Гуно юному Огюсту посвятить себя музыке, отец мальчика, портной, видел вершиной карьеры своего отпрыска профессию художника по фарфору – прибыльно и уважаемо. Однако Огюст Ренуар превзошёл и амбиции своего отца, и личные притязания, став всемирно известным художником-импрессионистом, обогатившим мировое художественное наследие своими превосходными работами.

От ремесла к искусству.

Юный Ренуар не мог жаловаться на судьбу – его работа, заключающаяся в росписи фарфоровых сервизов приносила удовлетворение и заработки, но технический прогресс, внедривший технику печати, свел его ремесло на нет. Скопив кое-какие средства, юноша решил учиться, выбрав для себя Школу при Академии художеств, где попал в мастерскую Шарля Глейра.

Уже первые шаги Огюста вызывали неудовольствие учителя – слишком смело юноша работал с красками, отвергая каноны академизма. Впрочем, в мастерской Ренуар нашёл много единомышленников, которые искали новые средства выразительности, и уже 1863 году Ренуар вместе с Моне, Сислеем, Базилем, Писсаро перестал посещать занятия. Отчаянно сражаясь с нуждой, будущие основоположники импрессионизма, вместе добывали краски для работы, как и еду.

Последующие годы характеризуются поиском стиля, экспериментами и первым признанием Ренуара. Первой знаковой картиной, которая открыла публике ещё неизвестного художника, явилась работа «Лиза», изображающая возлюбленную Огюста – Салон положительно принял картину в 1868 году. Вообще портретный жанр можно отметить как ведущий у раннего Ренуара, причём он преимущественно изображал своих собратьев «по цеху» — Сислея, Базиля с супругой, Моне.

 Да здравствует импрессионизм!

Можно сказать, что Ренуар очень рано уразумел свою индивидуальность и составил личный взгляд на искусство в целом, который заключался в желании дарить публике радость посредством живописи, нести свет и красоту, в ущерб морализаторским и назидательным поучениям.

Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение. Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.

В 1874 году Ренуар часто посещает Аржантёе, где живёт Моне – вместе они пишут на пленэре, работают в эскизной манере, уделяя особое внимание Сене как сюжету. Это совместное творчество окажет значительное влияние на творчество обоих художников.

Кроме богатых пейзажей и бульварных просторов, импрессионистов неизменно влёк театр с его многочисленными образами, сюжетами, разномастной публикой,  и Ренуар не был исключением. Картины «Ложа», «Танцовщица», «Парижанка» явились прекрасным примером работы мастера  в театральных и притеатральных декорациях.

Ещё одна яркая страница в творчестве мастера была перевернута в 1875 году, когда на свет появились полотна, демонстрирующие единение человека и природы – «Обнажённая в солнечном свете» и «Обнажённая». Картины отличают непревзойдённая гармония, наполненная светом, играющим на нежной коже моделей.

Необходимо отметить, что все эти поиски, приведшие к созданию поистине великих картин, не приносили денежного довольствия – импрессионизм отвергался публикой, и поэтому верному стилю Ренуару приходилось туго. Однако уже тогда его популярностью пользовались портреты, и именно они приносили доход. Так появились прекрасные работы «Портреты Жанны Самари», «Портрет мадам Шарпантье с детьми», «Девушка с веером», «Портрет Альфонсины Фурне» и др.

На гребне успеха и закате дней.

В отличие от сотоварищей, Ренуар стремился участвовать в Салоне, так как именно в этом случае можно было рассчитывать на признание. Не без помощи связей, живописец всё-таки пробивается на официальные выставки, заслуживая мало-помалу почёт. В начале 80-х Ренуар уважаемый художник, а в 1883 году была устроена его первая персональная выставка.

Вначале 80-х гг. Ренуар знакомится с Алиной Шериго, ставшей женой и музой мастера. Художник теперь финансово благополучен, что только способствует творчеству, благодаря многочисленным путешествиям, совершённым в поисках новых тем.

На протяжении всей своей жизни художник оставался верен себе – он «певец» красоты, радости и счастья, в чём можно ещё раз убедиться в его серии танцующих парных картин: «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале».

Ренуар неустанно развивал свои сюжеты и в 80-х и в 90-х, изображая обнажённых муз на лоне природы («Большие купальщицы», «Сидящая купальщица») и создавая восхитительные по своей красоте портреты («Девушка в соломенной шляпе», «Причёсывающаяся девушка») вплоть до трагической травмы, полученной после падения с велосипеда. Законченный оптимист, Ренуар, сломавший правую руку, научился писать левой, однако, стремительно развивающийся артрит напоминал о себе болями и атрофией.

С приходом 1900-х пришло и международное признание, зарубежные выставки, всемирная слава и получение почётных знаков отличия, но ничто не могло спасти Ренуара от паралича. Конец жизни оказался и вовсе безрадостным  — вернулись раненными с Первой мировой войны два сына, боровшаяся за здоровье мужа Алина быстро ушла из жизни под гнётом переживаний, а самого мастера продолжал снедать недуг.

Но до самой своей кончины 2 декабря 1919 года палитра мастера светилась оптимизмом и радостью, а творчество полно любованием светом, гладкой кожей, нежными изгибами тела, лучезарной улыбкой и яркими глазами. Ренуар до последних дней служил единожды выбранному для себя бремени в искусстве – нести радость и свет через живопись. О том, как справился он с задачей, красноречиво повествуют его картины.