Художник Камиль ПиссарроКамиль Писсарро (Camille Pissarro) 1830-1903 г. Французский художник-импрессионист. Биография и картины

В этом, наверное, и состоит юдоль великих людей – быть предназначенными для других дел, но сломав все семейные традиции, стать на тернистый путь творчества. История мирового искусства может похвастаться огромным числом таких примеров, и среди них Камиль Писсарро – человек, который достаточно поздно начал творческий путь, но успел так много.

 Поздний талант – большое начало.

Отец Камиля, булочник из Бордо, был доволен работой сына коммивояжёром, но с детства любящий рисование юноша не желал работать в отцовском магазине. Вместе с другом пейзажистом Фрицем Мельби Писсарро совершает свой первый бунт – удирает в Венесуэлу, стремясь отгородиться от «мещанских» отцовских дел.

Побег двух юношей длился недолго и по возвращению Писсарро ждал разгневанный родитель, на уговоры которого было потрачено немало сил. Всё же будущему импрессионисту удаётся убедить, что торговля булками не его стихия, и Писсарро-старшему приходиться отступить —  в 1885 году Камиль уезжает в Париж учиться живописи.

Всемирная выставка, которая проходила в этом же году в Париже, навсегда перевернула эстетические представления начинающего живописца уже вполне зрелых лет. Его восхищают и художники, выставляющиеся в официальном Салоне – Коро, Энгр, Делакруа, и мастера, представленные в независимом павильоне, такие как Курбе.

Посещая уроки живописи и многочисленные мастерские признанных мэтров тех лет, Писсарро, тем не менее, нигде подолгу не задерживается. Сухой академический жанр ему чужд, а вот художники барбизонской школы приходятся по душе. Очень много лет Писсарро сотрудничал с Коро, показывая на его суд все свои работы, прислушиваясь к каждому слову живописца.

Первые работы принесли одни разочарования и прозвища, самым обидным из которых было «специалист по капусте». Восхищаясь Курбе и Коро, испытывая неудовлетворение академическим нормам, Писсарро старательно пытается нащупать свой путь. Это ему удаётся только после знакомство с Моне, Ренуаром, Сислеем и Сезаном – вот уж действительно переломный момент в судьбе!

Но впереди была ещё одна судьбоносная встреча, на этот раз с Жюли Велле. Она станет супругой Писсарро и родит семерых детей. Их совместная жизнь будет полна материальных проблем, поиском заказов на картины и покупателей, но художник будет сохранять спокойствие и гармонию в своей горячо любимой семье даже в самые критические моменты.

Писсаро много работает на пленэре, совершенствует технику, индивидуализирует стиль  и выставляется в Салоне, однако, это никак не сказывается на продаваемости его картин. Его картины приобретают больше света, насыщенный колорит, лёгкую фактуру, оставляя лёгкие намёки на выверенность композиции Коро, что делает Писсарро узнаваемым и непохожим на других.

Полосы неудач и триумфов.

В 1870 году Писсарро с семьёй бежит от франко-прусской войны в Лондон. Набравшись новых художественных впечатлений, по окончании военного конфликта живописец возвращается домой и находит печальную картину – его дом уничтожен вместе с частью его работ. Впереди абсолютная беспросветность, однако, Писсарро не привык опускать руки.

Его рвение и творческая преданность, наконец, была отблагодарена судьбой – в 1872 году его картины находят покупателей, которые решают финансовые проблемы семьи Писсарро. Окрылённый этой удачей, художник работает ещё с большим вдохновением, представляя такие картины, как «Дорога в Понтуазе», «Дом буржуа в Эрмитаж», «Каштаны в Лувесьенн», «Въезд в деревню « и др.

Однако  1874 год вновь принёс разочарования – умирает его дочь Жанна, а первая выставка импрессионистов с треском проваливается, вызвав шквал критики. Гневные нападки всегда оптимистически настроенный Писсарро воспринимает очень болезненно – очевидцы вспоминают, что он даже засомневался в ценности своего искусства и правильности выбранного пути.

Однако отчаяние живописца было недолгим  и снова на помощь ему пришло искусство – Писсарро осваивает фигуративную живопись. Помимо пейзажей, в его картинах появляются люди, он пишет портреты, что вызывает смену техники мастера: значительные изменения претерпевает письмо и фактура его работ.  Также мастер увлекается пастелью и совершенствуется в гравюре.  Так появляются его картины «Евгений Мюрер и печи», «Крестьянка чешет шерсть», «Люсьен Писсарро в интерьере» и др.

На закате жизни.

Писсарро нередко вздыхал: «Я пишу 30 лет и всё ещё нищий», хотя четвёртая выставка импрессионистов принесла ему покупателей, но давали они за картины мастера совсем не большую цену.

Ещё одно качественное изменение в творчестве Писсарро произошло после знакомства с Сёра и его дивизионизмом. Однако если его фигуративная серия была принята благосклонно, то картины написанные в технике пуантилизма, и представленные на восьмой выставке рядом с работами Синьяка и Сёра, вызвали лишь неловкие смешки, что вновь ввергло семью Писсарро в пучину долгов и нищеты.

Мучимый нехваткой денег, мастер имел поразительную способность противостоять упадническим настроениям, чему также способствовала его супруга, уважая талант Писсарро и взваливая на себя все тяготы нищеты. Тем временем художник много работал, пробуя себя в различных техниках, разъезжая из одной дешёвой гостиницы в другую в поисках новых сюжетов.

В 1900-е гг. Писсарро, наконец, добивается признания. К концу жизни художник стал свидетелем, как его картины выставляются в различных музеях Европы и США, а от покупателей нет отбоя, и оцениваются полотна очень высоко.

Последние годы жизни 73-летний художник жил и работал в Гавре. Он по-прежнему много трудился, но теперь не испытывая привычной нужды. Умер он 13 ноября 1903 года от сепсиса. Сегодня глядя на его творческое наследие, вызывающее восхищение, невольно задумаешься – как здорово, что мастер успел ощутить признание и восхищение…и пусть совсем немного этого признания было на его доле…Но всё же успел!