Винсент Ван Гог «Кресло Поля Гогена» (Стул Гогена)

Для Винсента Ван Гога Поль Гоген был не просто коллегой-художником, а близким другом, на сотрудничество с которым он возлагал большие надежды. Однако, вскоре после приезда Гогена в Арль в ноябре 1888 года, между друзьями-художниками вспыхнула бурная ссора, и их общение прекратилось. Гоген уехал из гостеприимного «Желтого дома» Ван Гога, оставив после себя лишь пустой стул.

Опустевший стул в центре комнаты. Отсутствие человека, когда-то его занимавшего. Горечь утраты близкого друга и крах мечтаний, с ним связанных. В подобной атмосфере Ван Гогом было создано полотно «Стул Гогена». Чуть позже было написано дополнение – картина «Стул Винсента Ван Гога с трубкой». Работы стали прообразами двух художников, отразив непохожесть их характера, взглядов на жизнь и искусство, разные дороги судеб.

Стул – главный персонаж, занимающий все пространство картины. Сделанный руками искусного мастера, с книгами и свечой на сиденье, он своим видом олицетворяет честолюбие Гогена и его богатые знания. Основные цвета картины – красный и зеленый – выбраны Ван Гогом не случайно. Точнее и глубже, чем другие тона, они смогли передать утраченные иллюзии и тьму, в которую погрузился художник с уходом Гогена. В тандеме двух контрастных по настроению работ, картина «Стул Гогена» выглядит более мрачной, и проблесков света художник в ней, как и в своей жизненной ситуации, не видит.
Неживой по своей природе предмет интерьера символизирует нечто живое, но ушедшее.

Это след человека, оставленный им в материальном мире, место, где этого человека больше нет и, возможно, никогда не будет.

1888 г. Холст, масло. 90.5 x 72.5 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.