Анри де Тулуз-Лотрек «Наездница в цирке Фернандо»

В 24-летнем возрасте Тулуз-Лотрек написал одну из своих самых известных работ «Наездница в цирке Фернандо», где он заявил о себе как о художнике, выработавшем собственный почерк. С академическими канонами покончено, с идеализацией моделей – тоже. Правда, в этот период он пока еще больше работает с портретной живописью, и многофигурными композициями занимается только в качестве эксперимента. Просматриваются в работе некоторые элементы, присущие произведениям своего кумира – Дега (обрезаны фигуры зрителей), а также влияние японского искусства, для которого нехарактерно перспективное построение пространства.

Хотя наездницу и мужчину с хлыстом представлено почти в шаржевом, даже карикатурном виде, само полотно насыщено атмосферой, передающей подлинную, не совсем парадную жизнь цирка, с его упорным трудом и дисциплинированностью.

Композиция может показаться разобщенной, без связи между собой ее отдельных элементов и персонажей, но художнику удалось передать ощущение скорости, а также бессловесного общения наездницы и мужчины с хлыстом, понимающих друг друга на невербальном уровне.

Полотно украсило холл в кабаре «Мулен Руж».

1888 г. Холст, масло. 98 x 161 см.