Анри де Тулуз-Лотрек «Японский диван» (Диван Жапоне)

Афиша «Диван Жапоне» или «Японский диван», интересна тем, что Лотрек использовал в ней прием, заставляющий зрителя постоянно переводить взор, не давая сосредоточиться на какой-либо детали. В конечном итоге, ритмическая игра предметов, когда сопоставляются грифы контрабасов, трость, руки дирижера и руки с веером, приводит к тому, что взгляд останавливается на опущенных руках, затянутых в черные перчатки (принадлежали певице и актрисе Иветт Гильбер). Художник добился ощущения не только искусственности происходящего, но и сумел стереть грань, разделяющую мир зрителя с тем, что происходит на сцене.

Из двух «наблюдающих» из зала, наиболее интересным персонажем является женщина – Джейн Авриль, которая хоть и в роли зрительницы, но с явно «танцующими» руками, внешне неподвижными. Так же можно охарактеризовать и весь ее облик, статичный внешне, но «выплясывающий» внутри зажигательный танец.

«Напарник» Авриль – поэт и критик Эдмон Дюжарден, в данной ситуации выступает не в роли «оценщика» искусства, а по большей части, своей соседки.

В работе изображена не просто обычная сценка из выступления в кабаре, а создан эпизод, который может существовать лишь путем определенного отношения к нему.

1892-93 г. 80,8 x 60,8 см.