Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» (Масленица)

Приступая к работе над картиной «Масленица» («Пьеро и Арлекин») (1888), Сезанн выбрал в качестве моделей своего сына Поля, облачив его в костюм Арлекина, и его приятеля – Луи Гийома (Пьеро), сына сапожника.

В работе, сюжет которой связан с гуляньями на Масленицу, нет и намека на праздник, а фигуры и выражения лиц позирующих, больше соответствуют образам марионеток. Окружающая обстановка – сцена, пышный занавес, яркие костюмы, подходят для театра или студии, причем, веселым, представление не выглядит. Персонажи только собираются принять участие в театрализованном действе, посвященном Масленице.

В работе, Сезанн заметно отклонился от своего типичного стиля: всегда избегавший тщательной проработки мелких деталей, на этот раз уделил пристальное внимание элементам костюмов (воротник, пряжки на туфлях), а также лицам персонажей.

Оказала очень большое влияние на русских художников, после того, как попала в Россию благодаря И. С. Щукину. Впервые, публика увидела картину в 1899 году. Полотно сильно впечатлило посетителей выставки парижского Осеннего салона 1904 года.

1888 г. Масло, холст. 102 x 81 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.