Поль Сезанн «Увертюра к Тангейзеру»

История картины Поля Сезанна «Девушка у пианино» (1868-1869), позволяет прикоснуться к одной из тайн совершенствования мастерства творческой личности.

В этот период жизни, молодой Сезанн, так же, как и значительное количество французской художественной молодежи, преклонялся перед искусством Вагнера. Художник, который часто принимался за полотна под влиянием внезапно нахлынувших чувств, взялся на написание картины «Увертюра к «Тангейзеру» (другое название работы).

По сведениям, взятым из переписки Мариона – друга Сезанна, за утро художником было написано половину задуманного полотна. После того как работа была закончена, по отзыву Мариона, от картины исходило ощущение, сравнимое со «свирепой и подавляющей силой»; в музыкальном стиле Вагнера тоже прослеживался такой эффект.

Через год, Сезанн вернулся к этому сюжету, и тот же Марион, передавая свое впечатление, пишет о новых тональностях – светлых, и не таких резких, как в первоначальном варианте. В картине проработаны все фигуры, ощущается законченность, сходство предметов с оригиналами – потрясающее. Портрет девушки написан с силой, но не дикой, а завораживающей и привлекательной. К сожалению, этот вариант, как и первоначальный, не сохранился.

На данный момент, в Эрмитаже хранится третья, окончательная версия «Девушки у пианино». В этом варианте не осталось и следа на присутствие «диких энергий», наоборот, от композиции исходит завораживающее спокойствие, умело сопровождаемое привкусом легкой печали.