Жорж Сера «Цирк»

Осенью 1890-го, Сёра, со свойственным ему трудолюбием и одержимостью в постижении тайны «научной живописи», приступает к работе над очередным большеразмерным шедевром – полотном «Цирк». Тема передачи движения, с которой он успешно справлялся в предыдущих работах, вновь завладела его вниманием, но художник усложняет композицию – такова его внутренняя установка. Нейтральный прием, устроенный весной прошлого года «Канкану», должен быть с лихвой компенсирован новым масштабным полотном.

Сёра часто посещает цирк Фернандо, и делает предварительные наброски персонажей, которые займут строго отведенное художником место в картине. Масштаб работы можно только представить, если учесть, что у него, каждая точка должна занять свое положение, а количество персонажей в картине – более сорока. Синей краской, на полотне создана сетка, которая поможет просчитать место каждого персонажа, а построение картины по диагонали должно усилить ощущение веселья и движения.

В цирке, Сёра иногда появлялся со своим другом – Анграном, одним из немногих, посвященных в святая святых Сёра – тайны его личной жизни. Возбуждение художника, усердно работавшего над полотном, было продиктовано не только его желанием взять реванш за прохладное отношение к «Канкану», но и с минимальными сроками, остававшимися до открытия мартовской Выставки независимых.

Окончательно завершить работу Сёра так и не успел. Спустя девять дней после начала работы выставки, художник умер. Дописывал полотно неоимпрессионист Люс.

1890-91 г. Масло, холст. 185 x 152,5 см. Музей Орсе, Париж, Франция