Жорж Сера «Канкан (Кабаре)»

У многих знатоков и ценителей искусства, работа «Канкан» считается программным произведением неоимпрессионизма, где автор покорил очередную творческую вершину, доказав, что используя дивизионизм, можно не хуже за импрессионистов передать и движение, и веселую атмосферу, сопровождающую зажигательный танец. Сёра блестяще достиг цели, несколько усложнив себе задачу – он передал веселье, но деланное, искусственное, которое обычно сопровождает такой мотив. Более того, художнику, не воспринимавшему на дух такое развлечение, удалось передать и тонкий привкус юмора.

Упорство, с которым Сёра трудился над картиной, можно объяснить или предчувствием скорой кончины, или же ощущением, того, что к желанной вершине рукой подать, но требуется напрячь все силы. Напряжение умственных сил, да и физических, было неимоверное. Мастер не обращал абсолютно никакого внимания на то, что происходило вокруг. Только бы успеть.

Сенсация состоялась. Ощущение концентрированного веселья и стремительного движения, атмосфера праздника, царившая в «Японском диване», были переданы безукоризненно.

В процессе работы над полотном, художник обращался к научным трудам, в частности, к учению де Сюпервиля и трудам Шарля Анри, утверждавшим, что в искусстве существует взаимосвязь между направлением линии и ее восприятием на эмоциональном уровне.

1889-90 г. Масло, холст. 169 x 141 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.