Жорж Сера «Сидящий купальщик»

Создатель уникальной техники – дивизионизма, предвестника более популярного пуантилизма, Жорж Сёра был необыкновенным мастером. Его манера предусматривала кропотливую работу над полотном, поэтому за свою короткую жизнь он смог написать и закончить всего лишь семь больших полотен, и «Сидящий купальщик»- одно из них. Сёра очень любил подобные темы – купающиеся люди, сцены у воды, портовые зарисовки, цирк, занимали в его творчестве главное место, особенно в последние годы.

Незатейливый сюжет написан в нетривиальном стиле – картина как будто переливается и искриться. Необыкновенный «играющий» свет, льющийся с картины, достигнут мельчайшими мазками чистых контрастных цветов. Уникальность техники в том, что эти микродвижения кисти фактически неразличимы глазом. При такой «раздробленности» написания картина чудесным образом «собирается» из этого множества мазков и точек, превращаясь в цельный сюжет.

В работе использованы ясные чистые тона – голубой, зелёный, коричневый, так что если отмести технику, и представить воплощение «Купальщика» в обычной манере, по цветовому колориту мы определённо точно сможем отнести картину к импрессионизму. К сожалению, разработанная мастером техника подверглась жёстким нападкам, причём не только твердолобые критики не оценили новую манеру – прогрессивные художники, ближайшие друзья не испытывали никакого восторга. Несмотря на это, Сёра утверждал, что ещё докажет жизнеспособность данного метода в искусстве, но внезапная болезнь оборвала его планы.

1883 г. Масло, дерево. Художественный музей Нельсона-Аткинса, США