Огюст Ренуар «Ложа»

Театр был излюбленным местом многих художников. Храм сценического искусства собирал в своих стенах тысячи людей с разными характерами и судьбами. Где же ещё можно найти такой кладезь различных архетипов?

Для первой выставки импрессионистов, которая с треском провалилась, Ренуар представил свою работу на театральный сюжет «Ложа», гармонично скомпоновав  здесь и бытовую сцену, и парный портрет.

Художник выхватил пару в  ожидании спектакля  — это дама и кавалер, который при том, что они сидят в непосредственной близости не демонстрируют чувство общности или какой-либо душевной связи. Мужчина, которого автор писал со своего брата Эдмона, вальяжно раскинулся за спиной дамы и сосредоточенно рассматривает что-то через бинокль. Женщина, написанная с известной натурщицы с Монмартра Нини Лопес, видна зрителю более подробно – в её опущенной на бортик ложи руке бинокль, а взгляд устремлён скорее внутрь себя, чем на происходящее вокруг. И хотя, уголки её губ чуть приподняты, весь облик дамы выражает спокойную печаль, что только усиливает несколько скованная фигура героини, резко контрастирующая со свободной фигурой её спутника.

Все смысловые акценты автор расставляет при помощи игры светотеней – он высветил лицо героини яркими тонами, «растворив» всё второстепенное в тёмном фоне или «размыв» детали при помощи других красок. Несмотря на то что мы можем подробно рассмотреть наряд женщины, он написан в особой технике, из-за чего кажется нам каким-то размытым и воздушным.

Невероятно колоритно и оригинально смотрится сочетание чёрного и блестяще-жемчужного цветов – это авторская находка.

Картина Ренуара получила довольно лестные отзывы, несмотря на провал выставки в целом, однако, продать её автор смог только через год за скромную сумму, составляющую чуть больше 470 франков.

1874 г. Холст, масло. 80 х 63,5 см. Институт искусства Курто, Лондон, Англия