Огюст Ренуар «Девушки за фортепьяно»

Под занавес XIX века к Ренуару, наконец, пришла долгожданная слава. Его картины начинают выставляться и путешествовать по миру, а в 1900 году живописец даже удостоится звания «Кавалер Ордена Почётного легиона».

А пока – в 1891 году по протекции своего друга поэта Стефана Малларме, Ренуар получает государственный заказ на написание «новой значительной картины», которая будет по завершении куплена для Государственного собрания. Живописец с энтузиазмом принялся за работу, однако, работа продвигалась медленно и мучительно. Хотя сюжет возник в голове Ренуара достаточно быстро, его воплощению мешало осознание ответственности и значимости момента. Это очень сковывало творца, привыкшего мыслить свободно.

Две девушки, музицирующие за пианино  — вот новая идея Ренуара. В настоящее время известно шесть работ и множество эскизов и набросков, хранящихся в различных музеях мира, и являющихся ярким доказательством творческих поисков и стараний знаменитого импрессиониста. Такое многовариантное исполнение сюжета породило и путаницу в названиях. «Две девушки за фортепиано», «Девушки у пианино» и даже «Дочери Лероль за пианино» — вот некоторые из известных наименований. Самый законченный вариант находится в музее Орсе, сам живописец называл ее даже «слишком завершенной».

Полотно представляет нам сентиментальную сцену — две юные девушки склонились над клавишами рояля. Героини настолько увлечены своим занятием, что не замечают ничего вокруг, они внимательно вглядывается в ноты, будто разучивая новую мелодию. Мы можем заметить богато обставленную комнату, но колористическое решение  таково, что у зрителя подобное великолепие не вызывает никого раздражения – приглушённые пастельные тона придают полотну пасторальность и спокойствие. Некоторые критики злословили, говоря, что данной милой картине самое место на коробочке шоколадных конфет. Действительно, произведение является прекрасным примером отображения французской буржуазной культуры уходящего XIX века.

Впервые картина была представлена зрителям в 1892 году и почти сразу же была куплена Музеем Люксембургского сада. С конца 20 –х годов она экспонировалась в Лувре, а в 1947 году переехала в Национальный музей Же-Де-Пом, пока 1896 году не обрела постоянное «место прописки» в Париже в Орсе. Один из набросков к картине можно увидеть и у нас на родине, в государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Это ценное приобретение поступило туда из собрания одного немецкого предпринимателя и коллекционера после ликвидации его замечательной коллекции.

1892 г. Холст, масло. 116 х 90 см. Музей Орсе, Париж, Франция