Клод Моне «Вокзал Сен-Лазар»

Тема технического прогресса была близка импрессионистам, т. к. символизировала начало новой эпохи, прогресс, изменяющийся ритм жизни.

Моне, восхищавшийся прогрессом, и занимавшийся постоянным поиском новых идей в живописи, увлекся идеей передачи на полотне эффекта тумана. Поняв, что в этом ему поможет паровозный пар, смешанный с клубами дыма, он предпринял авантюрный ход и, выдав себя за маститого и состоятельного художника, отправился к начальнику железнодорожного вокзала Сен-Лазар.

Чтобы достичь желаемого оттенка изображения, который можно получить в вечернюю пору, для «почетного» гостя задержали на полчаса поезд из Руана, а кочегар не пожалел угля, чтобы количество и интенсивность дыма были максимальными. После завершения работы, художник был удостоен почтительным поклоном от работников вокзала.

В отличие от коллег по цеху, у Моне, движение по станции и холст, выстроены на одной линии. Двенадцать картин из серии «Вокзал Сен-Лазар» – результат его работы, начатой в 1876 г.

На третьей выставке импрессионистов (1877), проходившей в галерее у Поля Дюран-Рюэля, было выставлено семь работ этого цикла.

1877 г.  Холст, масло. 75 х 105 см. Музей Орсе, Париж, Франция