Эдуард Мане «Чтение»

Виктория Мёран (Викторина Меран) не раз появлялась на полотнах художника – её нежный образ мы видим в таких шедеврах, как «Олимпия», «Уличная певица», «Завтрак на траве», «Железная дорога» и «В костюме матадора», в 1868 году Мане пишет бытовую картину «Чтение», где вновь предстаёт его любимая натурщица.

У широкого окна, которое угадывается за тонкой летящей шторой, сидит молодая девушка с высокими скулами и забранными наверх тёмно-каштановыми волосами. Мерцание белого заметно преображает всю композицию – и платье с вырезом, и диван, и штора написаны в одном цветовом колорите, но художник мастерски «расцветил» его с помощью бликов. Девушка сосредоточена, она внимательно слушает чтеца, фигура которого выступает из тёмного верхнего правого угла картины.

Только взглянув на картину, нельзя не констатировать – это чистейшей воды импрессионизм. Только эта художественная изобразительная эстетика могла так филигранно преображать действительность, делая из обычного сюжета умопомрачительные по своей красоте шедевры. Парадокс состоит в том, что увлекаясь творчеством Ренуара и своего почти тёзки Клода Моне, Эдуард Мане отказывался причислять себя к движению импрессионистов, между тем сегодня ни для кого не секрет, что живописец стоял у самых истоков этого направления.

Широкие, но короткие мазки, которые создают динамику, импульсивные линии, игра световых бликов на платье, «свободное» дыхание пространства картины – всё это, самые верные черты импрессионизма. Автор как будто выхватил один кадр из всеобщего потока действий и запечатлел это хрупкий миг, превратив его в волшебное мгновение, где неспешно льётся речь из уст юноши, ветер играет с полами штор и струящимся платьем молодой прекрасной нимфы, чья красота может поспорить с красотой этого пасторального момента.

К слову сказать, судьба этой красотки была весьма незавидна – она так и не вырвалась из нищеты, о чём страстно мечтала, Мане давно рисовал других прелестных женщин, красота стала уходить, и Виктория Меран зарабатывала себе на жизнь песнями на улицах, и получила прозвище «Липучка» за попрошайничество в кафе и питейных заведениях. А то волшебное время, когда её красотой восхищался талантливый художник, перемещая её образ с одного полотна на другое, давно ушло, оставив лишь воспоминания и бессмертные полотна.

1865-1873 г. Масло, холст. 61 cm х 74 см. Музей Орсе, Париж, Франция