Эдуард Мане «Олимпия»

Создавая в 1863 году «Олимпию», Э. Мане уже откровенно пренебрегал позицией официального искусства, и написал работу, которая хоть и впитала в себя опыт старых мастеров, но была новым явлением в художественной среде. Подобный сюжет встречался в работах многих художников, изображавших обнаженное женское тело, но здесь уже видны признаки импрессионизма, стиля, в котором Мане считается одним из зачинателей.

В «Олимпии», третье измерение и светотени роли не играют, но появляется энергия, заметно обобщение форм, возрастает интенсивность света. Правда, современник Э. Мане, художник-реалист Густав Кюрбе считал, что это не картина, а «игральные карты». Но, несмотря на кажущуюся видимость плоской манеры письма, темный невыразительный интерьер без пространственной глубины, и даже мазки, нанесенные почти небрежно, в «Олимпии» присутствует ощущение законченности. Однозначно, что эта работа претендует на одну из наиболее значимых работ художника. Примечательно, что скандал, вызванный ее показом на Парижском салоне в 1865 году, разгорелся нешуточный.

Существует мнение, что при работе над образом обнаженной женщины, Мане не пригласил свою постоянную натурщицу Викторину Мёран, а воспользовался услугами Маргариты Белланже, актрисы, куртизанки, и любовницы Наполеона III.

Работа демонстрируется в парижском музее Орсе, и является государственной собственностью Франции.

1863 г. Масло, холст. 130,5 x 190 см. Музей Орсе, Париж, Франция