Забывая про боль и усталость, а также отгоняя назойливые мысли о самоубийстве, художник приступает к работе, о которой думал почти всю свою сознательную жизнь – воплотить на холсте свои рассуждения о жизни и смерти. Из-за проблем материального плана, Гоген взял 4-х метровый отрезок грубой джутовой ткани, и приступил к написанию полотна «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?».

Считая, что это его последняя работа, Гоген решил создать «духовное завещание». Скорее всего, умысла не было, но читается оно задом наперед, т. к. начало «завещания» – правый угол картины, где изображены младенец и группа туземных женщин-матерей, и откуда следует «отправляться в путь», чтобы постигнуть суть задуманного художником послания.

Гоген решил показать, что все, кто не задумывается о смысле жизни, и не занят метафизическими умозрениями, счастлив, и не усложняет свое существование поисками ответа на неразрешимые загадки бытия. Напротив, двое в длинных халатах, вид которых озабочен, уже отведали запретный плод от древа познания, и теперь терзаются размышлениями о тайнах жизни.

После завершения работы над картиной, не получив денег, которые он рассчитывал получить с приходом на Таити почтовой шхуны, в состоянии душевной опустошенности, Гоген отправился в горы, чтобы принять мышьяк. Судьба не позволила ему распорядиться жизнью так, как задумал он – чрезмерная доза мышьяка не смогла остановить его сердце.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897 г. Холст, масло. 139,1 x 374,6 см. Музей изящных искусств, Бостон, США.