Поль Гоген «Потеря девственности» (Пробуждение весны)

Чистые контрастные краски, уложенные в почти точные горизонтальные пласты, на фоне которых расположилась обнажённая белокожая девушка с псом на плече – вот первое, что увидит каждый зритель. Также нельзя не отметить высокую степень декоративности, граничащую с простатой, если не с карикатурностью.

Некоторые склонны считать, что сюжет картины был навеян древней традицией таитян, которая (конечно же) в то время, когда поселился там Гоген, осталась всего лишь легендой. Суть её заключалась в «особенном» проведении таинства первой ночи – друзья жениха должны были «помочь» ему, забрав невесту из деревни перед самой церемонией. Фактически первая ночь принадлежала друзьям, нежели самому суженому.

Варварский обряд находит своё подтверждение в картине – вот мы видим девушку, взгляд которой устремлён в невидимую точку, а на дальнем плане можно разглядеть группу удаляющихся по узкой дороге друзей.

Картина лишена драматизма или же ноток осуждения, скорее Гогена забавляла эта легенда – не случайно так красочна палитра, выбранная автором.

Полотно нередко называют «Пробуждение весны», находя в работе новый смысл, сглаживая фривольный сюжет.

1891 г. Холст, масло. Художественный музей Крайслер, Норфолк, США