Поль Гоген «Видение после проповеди» (Борьба Иакова с ангелом)

1888 год – переломный в творчестве художника. В это период он достиг уровня, при котором мог выразить свою индивидуальность через изобразительные средства. Создав полотно «Видение после проповеди», или «Борьба Иакова с ангелом», Гоген сам говорил, что для него в этой работе, как пейзаж, так и сама борьба являются плодом воображения людей, которые молятся после проповеди.

Работу можно считать манифестом синтетизма, нового стиля в живописи, характеризующегося упрощением и экспрессией. Несмотря на заимствованные у Эмиля Бернара новации, а также мотивы, которые использовал известный японский художник Хокусай, сомнений в оригинальности произведения не возникает.

Творческая среда Франции спорила о символическом смысле полотна: для одних это аллегория борьбы, направленной на отделение церкви от государства, для других здесь представлено, как простые смертные относятся к вечному, божественному.

1888 г. Холст, масло. 74,4 x 93,1 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.