Признанные шедевры великих художников – лакомый кусочек коллекционеров и лучших музеев мира. За ними охотятся на аукционах, размещают на самые лучшие места в галерее, обеспечивая надёжную защиту в виде сигнализаций и даже пуленепробиваемого стекла, тщательно следят за сохранностью. Но существует ряд картин, заслужившихся совсем иную репутацию. Купить их отваживаются разве, что смельчаки и люди, не верящие в суеверия. Кто-то об этом жалеет, а кто-то смело развенчивает миф о «дурной» репутации «опасной работы». Представляем вам самые удивительные картины, рядом с которыми шагает загадочный флёр опасности и роковых происшествий.

Несчастная красавица Лопухина

Портрет Марии ЛопухинойПортрет Марии Лопухиной считается одной из лучших работ  Владимира Боровиковского. Вся трагедия заключается в том, что эта юная графиня умерла от чахотки (туберкулёза) спустя всего 6 лет после написания портрета и год после замужества.

Многочисленные «страшилки» вокруг картины стали ходить уже во времена А.С. Пушкина. Вспомнили, что её отец был мистиком и поговаривали даже о его участии в масонской ложе. Ему, вроде как, и удалось заманить дух горячо любимой дочери в портрет. И поползли по Петербургу слухи: портрет «убивает» всех девушек «на выданье», мстя за своё недолгое семейное счастье. Приводили даже десяток фамилий.

Прекратить глупые сплетни решил Павел Третьяков —  в россказни подобного рода он не верил, а вот ценность картины определил сразу. После этого мистические истории сами сошли на нет, а сегодня эта работа открыта на обозрения миллионам и замужних, и не замужних женщин, и смертельных  исходов после посещения галереи не наблюдалось (тьфу-тьфу-тьфу, конечно).

Водяные лилии в пожаре

К концу жизни любимым занятие Клода Моне было рисование кувшинок и лилий из своего пруда, и создал подобных работ он вот уж действительно немало. Но одна из них выделяется из ряда себе подобных своим возмутительным «пожароопасным поведением».

Водяные лилии Моне

Как только Клод Моне закончил работу над ней, в его мастерской случился пожар, впрочем, не большой, так что ничего особо не пострадало. Затем картина недолго висела в одном из кабаре на Монмартре, но то в одну ночь сгорело дотла, спасти удалось лишь не много, в том числе и «Водяные лилии». После этого полотно купил меценат Оскар Шмитц, чтобы повесить у себя дома. Но уже через год висеть картине было уже негде – дом Шмитца сгорел. И, наконец, в 1858 году «Лилии» переехали в музей современного искусства в Нью-Йорке. А через четыре месяца в музее случился пожар, но картине на этот раз не удалось «выйти сухой из воды» — она превратилась в угли.

Поговаривают, что НАСА предложило применить какие-то чудодейственные технологии и восстановить картину и для этого просят забрать знаменитый шедевр к себе. Смельчаки…

 Я обиделась!

Мунк КрикЕщё один шедевр, цена которого составляет 70 млн. у.е. славится своей…обидчивостью. Картина «Крик» Мунка не прощает к себе плохого отношения. Во-первых, она имеет особенность возвращаться – дважды её воровали, но она неизменно оказывалась на прежнем месте. А во-вторых, даже те, кто не нарочно доставлял ей «дискомфорт» дорого расплачивались за свою неуклюжесть. Так, рабочий, который уронил как-то картину, стал мучиться такими головными болями, что наложил на себя руки, а один из посетителей, тронувший картину пальцем вопреки запретам, вскоре заживо сгорел. Вот уж действительно «неприкосновенный» шедевр!

 Тяжёлый взгляд Джоконды

Мона ЛизаУж что-что, а эта картина великого Леонардо не нуждается ни в представлении, ни в обстоятельном рассказе об истории написания — «Мона Лиза», без сомнения, самый известный шедевр мирового изобразительного искусства. Чтобы встретиться с ней глазами, люди со всего мира спешат к Лувру в Париж.

Однако после короткой встречи (а огромный поток людей позволяет остановиться подле полотна лишь на десяток секунд) с красоткой эпохи Возрождения, многие посетители жалуются на головные боли, ухудшение самочувствия и даже потерю сознания. Что это? Желание приписать знаменитой работе какие-то мистические свойства, или полотно действительно несёт в себе энергетику подобного рода? Думается, головокружение – это лишь следствие долгожданного соприкосновения с прекрасным и безобидная Джоконда здесь не при чём. Так и хочется воскликнуть: господа, держите себя в руках!

 Проклятый дар

Обладать каким бы-то ни было выдающимся талантом – естественное желание каждого. Но история знает немало примеров, когда этот волшебный дар, ниспосланный свыше, превращается в проклятие. Одним из таких примеров является биография выдающегося голландца Харменса Рембрандта. Излюбленная тема для мистиков, но факты – вещь упрямая. Все его близкие люди, оказавшись на полотнах живописца, в скором (или не очень скором) времени умирали. Сначала любимая супруга Саския, после — трое детей, затем сын Титус и невестка, и, наконец, вторая жена Хендрикье, которую мастер изобразил в «Данае», перерисовав знаменитый шедевр (до этого в чертах избранницы Зевса явственно читались черты первой супруги Саскии).

Сам же гениальный художник к концу жизненного пути был разорён. Впрочем, скептики утверждают, что всё дело в вполне житейских обстоятельствах: всех родственников Рембрандта сражала чахотка, а диагноз этот в те времена был сродни приговору, а сам мастер просто не умел вести дела, поэтому и лишился всего под занавес… Тем более, что своих автопортретов Рембрандт оставил множество, упражняясь в изображении человеческого лица, и при этом дожил до 63 лет. Может проклятье на него не распространялось? Не знаю, но этого непризнанного современниками безусловного гения жальче всего!

 

Ох, всё это безумно грустно, интригующе и загадочно! Многие шедевры, помимо художественной ценности несут в себе и не менее ценные истории, подогревая к себе интерес. Что-то действительно случается с картинами, образуя мистические закономерности, что-то рождает воспалённый мозг обывателей —  правды, наверное, уже не дознаться. Одно то, что многие выдающиеся работы сохранились для нас, перешагнув через года и даже века, будоражит сознание и заставляет искать подтексты.

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская