Николай Богданов-Бельский. Биография и картиныХудожник Николай Петрович Богданов-Бельский. 1868—1945 гг. Биография и картины.

Только доброе сердце профессора биологии С. А. Рачинского, при содействии Промысла Божия, «вытащили» из беспросветной тьмы одаренного самородка Николая Петровича Богданова-Бельского, дав ему шанс реализовать заложенный к живописи талант.

Не состоящая в браке батрачка мать, родила будущего художника 8 декабря 1868, поэтому и фамилию его записали как бы с упоминанием, что он «Богом данный». Событие это произошло в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии.

Образованием юного Богданова сначала опекался священник, который затем посодействовал поступлению мальчика в народную школу, организованную С. Рачинским. Отлично справившись с заданием нарисовать в профиль одного из учителей этой школы, маленький Николай был зачислен в учебное заведение.
После окончания школы, Рачинский отдал юношу в Троице-Сергиеву лавру для обучения иконописи, а затем определил в МУЖВЗ. Особые успехи в училище были достигнуты в жанре пейзажной живописи.

В 1889 г., перед выпуском из училища, пришло время написания дипломной работы и, по совету своего наставника, юноша нарисовал картину «Будущий инок», не оставившую равнодушной ни однокурсников, ни самих экзаменаторов. Тут же на выставке ее купил коллекционер Солдатенков, уступивший со временем картину императрице Марии Федоровне. Богданов становится обладателем Большой серебряной медали, и с окончанием училища получает звание «классного художника».

Повышение уровня художественного образования было продолжено в 1894-1895 гг. в Высшем училище при Академии художеств; много дала и мастерская Кормона в Париже. Пришло время силой своего таланта увековечить школу наставника – С. Рачинского, так появились «Воскресное чтение в сельской школе», автобиографическая картина «У дверей школы», «Устный счет», и др.

После 1905 г. Богданов-Бельский увлекается пленэрной живописью, чему в немалой степени способствовала красота природы удомельского края, и само озеро Удомля. В этот период была создана картина «Именины учительницы», написанная в импрессионистском стиле, чем гордился сам автор. Работа получила высокие оценки на выставках в Риме и Мюнхене.

Казалось бы, революционный «пресс» не должен был коснуться Богданова, с его архипролетарским происхождением, но, не подогнав свое творчество под «требования времени», в 1921 он эмигрировал в Латвию. В эмиграции черты импрессионистской живописи проявились в его манере острее.

В 1944 г. из-за обострения болезни, художника перевезли в Берлин, где ему предстояла операция. 19 февраля 1945, Богданова-Бельского прооперировали, но это не спасло его жизни, и этот день оказался для него последним.