Эдуард Мане. Автопортрет.Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883

Французский художник, один из основателей импрессионизма. Биография и картины.

Не думал и не гадал судья департамента Сены Огюст Мане, что его первенец, гордость отца, Эдуард вовсе не захочет быть продолжателем семейного дела, предпочтя уважаемой профессии сомнительное дело художника с неопределёнными перспективами. Но именно Эдуарду Мане будет суждено стать одним из родоначальников импрессионизма, создать совершенно новую эстетическую ценностную шкалу, изменив, таким образом, мировое изобразительное искусство.

Против семьи навстречу прекрасному

Определяющую роль в судьбе Эдуарда Мане сыграл его дядя Фурнье – именно он поддержал юношу, который бестолково учился в лучших заведениях Парижа, но оживал и расцветал, когда речь заходила об искусстве. Дядя и племянник провели много времени в залах Лувра, знакомясь с творчеством выдающихся предшественников. Именно Фурнье, закрыв глаза на протесты родного отца, стал оплачивать уроки живописи Эдуарда.

Ссоры с отцом закончились достижением компромисса  — Мане было предложено выбрать любую профессию, кроме художественного поприща. Юноша выбрал морское дело. Вряд ли догадывался суровый Огюст, что этот выбор ещё больше толкнёт его сына в объятия искусства – первый и единственный круиз привёл его только к одной мысли: я буду художником и точка.

Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения, и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.

Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков, и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. Обе работы были приняты в Салон.

В 1862 году Мане под влиянием философии Бодлера создаёт своё первое крупное произведение – «Музыка в Тюильри», целью которой стала попытка с помощью средств выразительности изобразительного искусства претворить в жизнь искусство музыкальное – этакие звучащие краски.

В том же году автор увлекается написанием портретов, заведя новое правило – написать натурщицу всего за один сеанс. Мане полагал, что только такая быстрая работа позволит ухватить мгновение, отобразив самое главное. Портреты Мане были приняты публикой с большим воодушевлением.

Скандальный автор  с великим наследием

Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были  в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако, именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.  Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».

Но времена менялись и вокруг смелого художника с необычной манерой письма стали собираться творческая интеллигенция, стремящаяся низвергнуть старые принципы, расширив тем самым рамки художественного искусства. Моризо, Дега, Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Сезанн, Писсаро, Золя и ряд других писателей образуют вокруг Мане «Батиньольскую школу», выбрав местом встреч и дискуссий кафе «Гербуа», где эту необычную компанию именовали просто – «бандой Мане».

После того, как Салон всё чаще отказывается принимать полотна Мане и его единомышленников даже к рассмотрению, художник решается выстроить свой собственный павильон. Персональная выставка не принесла автору ожидаемого успеха, но ничуть не сломила — после провала он создаёт ярчайшие картины «Балкон», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской».

Вдохновитель импрессионизма и импрессионистов.

На протяжении 10 лет, с 1870 по 1880 гг. Мане считался вдохновителем импрессионистов, хотя творчество самого Мане было значительно шире и многограннее. В 1872 году художника, наконец, настиг успех – его картина «Кружка пива» не только была принята восхищённо зрителями и воспета критиками, но и размножена на репродукции, которые стремительно раскупались.

1874 год был ознаменован любопытнейшим союзом – Моне и Мане отправляются летом в «Аржантёй», чтобы искать новые сюжеты и экспериментировать с техникой. Здесь были созданы «Клод Моне в лодке»,  «Аржантёй», «Берег Сены близ Аржантёя», «В лодке». Когда красочные  картины были приняты Салоном, Мане снова ощутил всю остроту насмешек – работы ругали за яркость и неопределённость сюжета. И снова Мане убегает от злых языков и насмешек, на этот раз в Венецию, которая также вдохновила художника на ряд замечательных поэтичных работ.

В последние годы жизни Мане много работал, превозмогая недомогание – атаксия разрушала его изнутри, приводя к разкоординации движения и отмиранию мозга. Но и даже в этот период Мане не впал в уныние, его спасало ремесло. Самое значительное полотно этого периода «Бар в Фоли-Бержар».

Оптимизм никогда не покидал Мане: он не смог больше ходить к друзьям — зато принимал их у себя в мастерской, тяжело давались большие полотна – принялся за миниатюры, постоянно убеждая себя, что самочувствие его в норме.

В 1883 году Мане не стало, но остались его чудесные работы, как отражение глубокого и яркого внутреннего мира, а биография его по праву может считаться примером беззаветного служения искусству, веры в собственные силы, и громадного мужества, с которым автор встречал и все критические нападки, и смертельную болезнь.