Марк Шагал

Эта забавно-грустная история произошла благодаря трём выдающимся людям – Марку Шагалу, Анри Матиссу и Элмиру де Хори. И если с первыми двумя всё понятно, так как это всемирно известные живописцы, то личность третья менее известная, но не менее талантливая, ведь это один из величайших фальсификаторов и обманщиков от мира искусства.

А дело было так. Уже немолодой и заслуженный Марк Шагал неспешно продвигался по выставке в Нью-Йорке, организованной к его 80-летию. Никто ни ждал живописца в гости, памятуя его почтенный возраст, и поэтому он прибыл «втихую», обычным посетителем в составе экскурсионной группы.

Перемещаясь от одного полотна к другому, он задавался одним лишь вопросом – кода ж я это писал?! Постепенно недоумение сменялось раздражением, и, наконец, яростью – что всё это значит! Шагал не признал в представленных работах своих картин. Недоуменный гид пытался утихомирить разбушевавшегося старичка, в котором, конечно, не признал «автора» юбилейной выставки. Но тут на помощь ему выбежал энергичный мужчина, Элмир де Хори, который как раз-таки Шагала узнал. И конфуз ему был понятен, ведь как никто другой он был в курсе, что художник не имеет отношение к выставленным работам, так как автором всех картина в тяжёлых рамах… был он сам.

Дело запахло жареным. Де Хори провёл высокого и совсем неожиданного гостя к себе в кабинет. Кустистые сведённые брови Шагала не обещали ничего хорошего. Но это был бы не Хори, десятилетия дурачивший Европу, если бы он не справился с одним пусть и очень именитым стариком.

Анри Матисс

Элмир стал уверять, что все картины он приобрёл в Париже со всеми сертификатами подлинности. Кроме шагаловских полотен де Хори предложили ещё один рисунок – «Белую даму» Анри Матисса. После того, как авантюрист сказал про этот рисунок, понизив голос, Шагал встрепенулся.

Рисунок «Белая дама» Матисса оброс легендами за многие годы, но Шагал слышал историю его создания от самого автора, с которым дружил. Однажды Анри обедал в ресторанчике Пляс-Пигаль и ему не хватило денег, чтобы распалиться за трапезу. Тогда художник быстро набросал портрет хозяйки в белом фартуке. С тех пор, этот рисунок стал приносить удачу – через полгода хозяйка разбогатела, а когда «Белая дама» перешла к её племяннику, тот тоже вскоре нажил состояние на виноградниках. Однако рисунок давно канул в Лету, сколько бы его не искали по всей Европе. И тут, вдруг потерянная «Белая дама» нашлась в Нью-Йорке.

Шагал скомандовал принести лупу и стал пристально рассматривать рисунок – старую бумагу можно достать, стиль скопировать, но вот подпись друга Шагал знал хорошо. «Настоящая!» – вынес вердикт художник.

В знак примирения де Хори подарил Шагалу чудом найденную «Белую даму», пообещав на прощание сжечь фальшивые полотна «под Шагала» из галереи.   Успокоенный живописец сел в такси и уехал.

Не видел Шагал, как господин Хори приказал быстренько сворачиваться и переезжать в Мехико, дальше дурачить публику, влюблённую в творчество мастера. Тем более, не мог заметить Шагал как улыбался сам себе гениальный фальсификатор, вспоминая, как попала к нему заветная бумага с личной подписью Анри Матисса.

Элмир де Хори А было это в 1925 году, Матисс готовился к выставке и подписывал пустые белоснежные листы, на которых в типографии должны были напечататься программки. Помогали подготовке юные студенты художественной академии, и именно де Хори, молодой и талантливый юноша, который мог с большой точностью скопировать полотно любого из художников, должен был снести листы с автографами Матисса в типографию. Смекалистый юноша приберёг пару листочков для себя, где спустя какое-то время набросал портрет женщины в стиле Матисса, имитируя исчезнувшую «Белую даму». Де Хори это сделал на всякий случай – вдруг пригодиться… И пригодилась же! А вот, куда девалась настоящая «Белая дама» и узнал ли об обмане Шагал – ответы на эти вопросы до сих пор не найдены.

 

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская