Анри де Тулуз-Лотрек. Биография и картиныАнри де Тулуз — Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) 1864-1901 г. Французский художник-импрессионист, мастер плаката. Биография и картины.

Ему была уготована яркая жизнь в среде аристократов, однако, судьба решила по-другому – серьёзный недуг определил и его жизнь, и деятельность, и смерть. Речь идёт о графе Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотреке – Монфа, карлике, постимпрессионисте, любителе женщин, хроническом алкоголике…и человеке необычайного художественного дарования.

Рождение  и болезнь

Рассматривая биография Анри Тулуз-Лотрека, непременно нужно уделить внимание его физическому недугу, так как именно это во много сформировало его жизнь и повлияло на творчество. Сегодня можно только гадать действительно ли живописец так иронично и легко относился к болезни или считал, что лучше самому пошутить над собой, нежели дать это сделать другим?

Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика. Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость. Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это  было возможно.

В 14 лет хрупкий ребёнок неудачно упал с низенького стула и сломал шейку левого бедра, ровно через год по иронии судьбы, Анри упал в неглубокий овражек, сломав себе шейку бедра правой ноги —  с этого момента он перестаёт расти. Будучи взрослым человеком, он выглядел весьма карикатурно – импозантный человек с благородным аристократическим лицом в тонком пенсне на коротких ногах и ростом всего в 1,5 метра.

От юношеского увлечения к Монмартру

С ранних лет Анри начал проявлять тягу к рисованию, и вскоре это было замечено матерью, которая сразу почувствовала, что её сын необыкновенно талантлив. Она всячески поддерживала юношу решившему оставить университет и посвятить жизнь творчеству.

Весной 1882 года Лотрек начинает учиться в мастерской Леона Бонна, которого не очень-то восхищает ученик, а уже зимой этого года юноша приходит к другому мастеру – Ферману Кормону. Здесь он знакомиться с Ван Гогом, Бернаром, Акветино и другими талантливыми живописцами, общение с которыми будет развивать Анри и подстёгивать здоровым духом соперничества.

Богемная свободная жизнь, новые знакомства очень нравились Тулуз-Лотреку, и уже вскоре, в 1884 году он решил полностью освободится от родительской опеки и переехал на Монмартр, сосредоточение ночных кафешек, кабаре, цирковых артистов и платной любви, которые и составляли тот источник, откуда живописец черпал вдохновение и сюжеты.

Певец танцовщиц и дам полусвета

Монмартр буквально «поглотил» Тулуз-Лотрека — здесь он живёт в квартире своего друга Рене Гренье в доме, где размещалась когда-то мастерская Эдгара Дуга, которого чтил как кумира, посещает различные заведения, знакомиться с женщинами. Если отец Анри давно махнул на сына рукой, то мать глубоко переживала переезд сына. Впрочем, волнения эти были не напрасны – художник пристрастился к спиртному, а неразборчивость в связях привела к тяжёлому заболеванию, которые вкупе и сгубят его в недалёком будущем.

А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике, избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др.). Живописец часто посещает публичные дома – друзья отмечают, что он мог неделями оттуда не выходить, не только развлекаясь, но и фиксируя в своих работах каждый момент обитательниц этих заведений. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.

Расплата за талант и беспечность

Начиная с 1886 года, Анри де Тулуз-Лотрек серьёзно занимается продвижением своего искусства. В мае 1887 он принимает участие в Международной выставке под патронажем Академии искусств под псевдонимом Трекло, затем в «Выставке XX-е» в Брюсселе. Именно последняя выставка принесла мастеру известность, хотя справедливости ради стоит отметить, что при жизни живописец не получил заслуженного признания – все хвалебные отзывы прозвучат уже после смерти Тулуз-Лотрека.

Официальный Салон не принимал к экспозиции картины Анри, зато он постоянно выставлялся в альтернативных выставках  — Салонах Независимых «Без оплаты и наград». В 1896 году в парижской галерее Манжи-Жуян проходит персональная выставка Лотрека, которая демонстрирует как его постимпрессионистские работы, так и картины, тяготеющие к авангарду.

В 1898 году разгульный образ жизни даёт о себе знать – художник слабеет на глазах. Балагур и оптимист, Тулуз-Лотрек впадает в депрессию, становится агрессивным и раздражительным. Как иступлённый он продолжает работать, превозмогая недуги вместе с бутылкой вина – так были созданы 60 литографий, которые были выставлены в одной из лондонских галерей.

Мания преследования и бессонница приводит художника в лечебницу Нейи, которую он покидает спустя два месяца, чтобы создать прекрасный альбом «Цирк».

В 1901 году Тулуз-Лотрек, будто чувствуя недалёкую кончину, наводит порядок в мастерской, заканчивает эскизы, оставляет подписи на своих безымянных картинах и уезжает в семейное поместье, чтобы 9 сентября умереть на руках у своей матери. Ему было всего 37 лет…

Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов. Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т.д. Самобытность, динамичность и реалистичность являлись главными чертами стиля, который породили галерею удивительных картин, оставленных в наследие нам.