Константин Коровин «Москворецкий мост»

Будучи коренным москвичом, Константин Коровин тем не менее редко изображал родные городские пейзажи, хотя, несомненно, черпал отсюда вдохновение, поэтому картину «Москворецкий мост» можно с уверенностью величать уникальной  в творчестве живописца.

Широкая панорама с первого взгляда удивляет своей яркостью и непосредственностью. Перед нами узнаваемый пейзаж – пышные купола Собора Василия Блаженного, строгие башни Кремля и близко стоящие друг к другу домики, пестреющие разноцветными крышами и нарядными вывесками.

Удивительное свойство коровинской живописи, изображать так реалистично окружающий мир с помощью импрессионистской техники, в этой картине продемонстрировано в крайней степени. Нет другого русского художника, умеющего так великолепно «ловить» красоту мгновения!

Композиция картины построена с большой фантазией – живописец полностью освободил весь передний план, чтобы дать возможность зрителю в полной мере насладиться открывшийся панорамой. Двигающийся нам навстречу красный трамвай является как бы связующим звеном между свободным простором переднего плана и скученности разных элементов на заднем фоне.

Сегодня эта картина представляет интерес не только, как произведение изобразительного искусства, но и как художественный артефакт, несущий историческую ценность – многие здания не пережили исторических потрясений и канули в лета, а картина Коровина может дать нам представление как выглядела эта часть Москвы в 1914 г. Здесь можно разглядеть исчезнувшие домики Васильевского спуска, утраченную белую колокольню Храма Николая Чудотворца Москворецкого, которая ведёт своё летоисчисление ещё со времён правления  Алексея Тишайшего. Да и мост нынче другой, а тот, что запечатлел Константин Коровин, был заменён в 1938 году на современный Большой Москворецкий, действующий до сих пор.

Солнечный, наполненный светом, пейзаж Коровина явился скромным свидетелем минувших дней — и нет уже ни тех людей, ни тех зданий, и кажется солнце светит не с той долей торжественности и праздничности, и лишь картина в подрамнике, написанная в грубовато-импрессионистическом стиле, передаёт настроение той эпохи, где жил и творил величайший из русских импрессионистов, Константин Алексеевич Коровин.

1914 г. Масло, холст. 104 х 134 см. Государственный исторический музей