Константин Коровин «В лодке»

Лето 1888 года Коровин проводил на даче у своего старшего товарища, художника Поленова, постоянно упражняясь в технике передачи световоздушного пространства. Многие приёмы автор нашёл и воплотил ещё в картине «За чайным столом». Полотно «В лодке» стало средством для закрепления и совершенствования новых средств выразительности.

Художник не стал выдвигать на передний план природу или же людей, поровну поделив между ними главную роль. Иными словами, эта поэтическая картина стала прекрасным примером изображения единства и гармонии природы и человека.

Главной характеристикой работы может служить такое слово, как неспешность. Неторопливо плывёт лодка, повинуясь течению реки, о чём свидетельствует отложенное в сторону весло, спокойно идёт беседа героев, и время, будто нарочно замедлило свой ход, подчиняясь этой романтичной атмосфере.

Необычно построенная композиция создаёт ощущение уединённости, даже интимности. Ракурс избран таким образом, что зритель невольно углубляется во внутреннее пространство лодки, глядя на героев сверху, а обрамляющая верхнюю часть полотна листва деревьев довершает это ощущение уединённости.

Кого же изобразил здесь Коровин? Мужчина в лодке – это Василий Поленов, а в роли его прекрасной оппонентке Мария Якунчикова, его родственница по жене.

Смысловой центр картины Коровин выделил цветом – это яркий белый, которым изображена фигура девушки, остальной же колорит представлен спокойными приглушёнными тонами.

Картину «В лодке» Коровина любят сравнивать с одноимённой работой французского импрессиониста Эдуарда Моне. Как водится, восхищаясь французом, предпочтение всё же отдаётся отечественному автору. Патриотично и приятно.

1888 г. Масло, холст. 53 x 43 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия