Константин Коровин «Северная идиллия»

1885 год стал важной вехой в творчестве Коровина – художник знакомится со знаменитым меценатом Саввой Мамоновым и становится вхож в его дом. Собрания у Мамонтова представляли собой сосредоточие всей интеллектуальной жизни Москвы. Здесь Коровин знакомится с представителями «Могучей кучки», которые ставили своей целью возрождение интереса к русскому народному творчеству, то есть фольклору. После оформления сцены к опере «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, живописец и очаровался народными мелодиями и песнопениями.

В результате всего этого на свет появилась весьма необычная картина – «Северная идиллия». Вдохновлённый фольклором, Коровин решился на смелый эксперимент: он соединил в одном художественном пространстве глубокий объёмный пейзаж и плоскостные фигуры героев. Многие связывают этот шаг с его работой в театре – плоские декорации стали основой для экспериментов в станковом творчестве живописца.

Сюжет при этом не затейлив – три девушки в традиционных костюмах, прижавшись друг к другу, внимательно слушают молодого пастушка, импровизирующего на дудочке-свирельке. Ещё одна девушка сидит подле своих подружек – её роль особенная в этом полотне. Фигуру девушки можно назвать переходной в плане исполнения  — она является как бы связующим звеном между плоскостным изображением остальных людей и объёмного пейзажа.

Разглядывая картину, некоторые зрители могут заметить всё же некоторую её нелогичность. Уж очень фигуры основных героев выглядят чуждо для широкого плэнерного пространства русского поля, они будто вырезаны из другой какой-то работы. Сам художник осознавал это очень явственно, и стремился сгладить эту неоднородность своей работы, или же  отвлечь зрителей на отдельные элементы. Мы видим, как ярко представлены традиционные костюмы с уникальными орнаментами, также можно заметить и белые цветы, которыми художник «усеял» поле, чтобы добиться композиционной переклички с этими костюмами и достичь хоть какой-то относительной гармонии.

Несмотря на все спорные моменты, картина «Северная идиллия» стала очень важной отправной точной для будущих, уже экспрессионистских работ Коровина.

 1892 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва