Великая картина, как некий творческий продукт, является, несомненно, конечной целью такого загадочного мыслительно-эстетическо-духовно- философского процесса, как вдохновение. Каждый художник по-разному искал его, осмысливал, нащупывая, а иногда угадывая идею, продумывал техническую сторону, попробовав множество эскизов, чтобы, наконец, представить миру артефакт, заслуживающий, по его мнению, внимание зрителя.

Некоторые картины сразу приобретали высочайший статус шедевра, другим требовалось время, чтобы  получить заслуженное восхищение, третьи, просто проходили мимо. Однако существует ряд картин, которые не только стали воплощением вдохновения художника, но и сами явились вдохновителями выдающихся мастеров смежных видов искусств. Приведём интересные примеры.

«Мона Лиза» из Голландии и Ко

«Девушку с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера неспроста кличут второй Джокондой – столь выразителен её взгляд, а в полуповороте головы читается некая притягательная загадочность.

Масло в огонь всеобщего интереса подливает и абсолютное отсутствие каких-либо биографических сведений. Нет достоверных фактов о том, как пришла идея портрета к Вермееру, с кого он написан и кто выступал в роли заказчика. Исследователи до сих пор спорят – кто же эта утончённая незнакомка, и наиболее распространённая версия состоит в том, что на «трони» (жанр, когда изображается только голова) дочь художника Мария.

А вот писательница Трейси Шевалье, которую зачаровало это произведение, предложила более романтичную версию – на картине любовница Вермеера. По её роману был снят прекрасный фильм с названием, вторящим картине, режиссёром которого выступил Питер Веббер.

Разумеется, всё повествование – всего лишь художественный вымысел, но актриса Скарлетт Йоханссонн, сыгравшая роль служанки-любовницы, ну уж очень удачно совпала с образом.

Девушка с жемчужной серёжкой

Стоит отметить, что это не единственный случай в литературе или кинематографе. Иногда одна картина настолько пленила режиссёра или писателя, что он своими методами стремился постичь все события, связанные с её созданием, а также заглянуть в душу давно ушедшего художника.

Яркими примерами могут служить симметричные концептуальные литографии Маурица Карнелиуса Эшера, которые вдохновили режиссёра Кристофера Нолана на фильм «Начало».

Маурица Карнелиуса Эшера и Начало Кристофера Нолана

А ещё стоит вспомнить знаменитый фильм «Метрополис», который был снят на заре развития игрового и фантастического кинематографа. Приступая к декорациям, режиссёр Фриц Ланг взял за основу «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля-старшего. Именно в образе знаменитой библейской башни (какой представлял её Брейгель) перед зрителем предстаёт дом Фреда, главного героя фильма.

Вавилонская башня Брейгеля и Метрополис Ланга

Альфред Хичкок также решил поселить своего героя ленты «Психо», Норман Бейтса, в доме весьма примечательном – это загадочно-одинокое жилище будто сошло с полотна Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги».

«Дом у железной дороги» Эдварда Хоппера и «Психо» Хичкока

Изобразительно-кинематографические аллюзии

А иногда кинематографисты вводят сцену, дублирующую какое-либо известное полотно. Просвещенный зритель сразу раскусывает такие цитаты-аллюзии, а обыватели, которые не считывают отсылку, всё равно, однако, способны в полной мере ощутить магическую силу постановочного кадра… Вот она – осязательная сила великого искусства.

Вот самые любопытные примеры.

Никак не думал художник Томас Гейнсборо, рисуя сына торговца в 1770 году, что его придумка – нарядить простого мальчика в роскошный костюм аристократа, будет оценена через столетия. И не кем-нибудь, а самим Тарантино. Стоит только взглянуть на Джанго в исполнении Джейми Фокса, чтобы найти безусловное сходство. Впрочем, история гласит, что идея принадлежит не самому режиссёру, а художнику по костюмам.

Джанго

Фэнтизийная драма «Лабиринт фавна» взял в свою повествовательную канву другого художника XVIII века – Франсиско Гойя. его «Сатурн пожирает собственного сына» был дословно повторен режиссёром Гильермо дель Торо. Даг Джонс удачно попал в образ Сатурна-монстра.

Гойя и Гильермо дель Торо

А вот фильм «Барон Мюнхгаузен» режиссёра Терри Гиллиама номинировался на «Оскар» за костюмы, грим и декорации, и образ, воплощённый в одном из кадров в представлении не нуждается.

7

От страшностей и очевидностей перейдём к пикантностям. В 2003 году состоялась премьера фильма «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. Мелодрама, повествующая о взаимных чувствах молодой несвободной девушки и умудрённого опытом мужчины, была представлена режиссёром Софии Копполой.

В фильме есть эффектный кадр, где героиня лежит на кровати, сверкая аппетитными ягодицами, просвечивающимися сквозь её бельё. Люди, увлекающиеся живописью XX века, сразу же закивают, глядя на эту сцену – да это же Джон Качере, американский фотореалист. Скандальный художник прославился тем, что изображал девушек, точнее их попы (пардон) в откровенном белье.

Коппола почти с доскональной точностью воспроизвела картину «Ютта», поменяв героини Скарлетт лишь цвет неглиже.

Джон Качере и Коппола

Картина в танце

Совсем недавно удивительный пример хореографического (!!!) воплощения картины  продемонстрировало нам телевидение. На канале ТНТ во втором сезоне популярного шоу «Танцы», команда хореографа Мигеля (он же Сергей Шестепёров) воспроизвела одну из самых необычных полотен – «Американская готика» Гранта Вуда. Странноватая парочка с вилами, на деле оказалась дочкой автора и его зубной врач, но какая-то магия загадочности работу эту преследует, несмотря на прозрачный сюжет и  идею, объяснённую давно самим автором. Вуд утверждал, что он стремился воспроизвести собирательный образ американцев, но жители городка, где автор писал эту картину, почему-то обиделись на художника…

А вот хореографы шоу, наоборот,  вдохновились и создали хореографический номер. Чудаковатым и странным получился и танец, но, безусловно, очень занимательным и концептуальным.

«Американская готика» Гранта Вуда

 

Всё вышеизложенное является ярким свидетельством того, что талантливые полотна продолжают жить, рождая новые идеи, способные претендовать если не на великое искусство, то на артефакт культуры. Может стоит ещё раз побывать в ближайшей галереи, вдруг в вас тоже проснётся незаурядный творец….

 

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская