Путь любого произведения искусства сложен и непредсказуем. Одним работам суждено навсегда остаться в недрах мастерской, другие, едва мелькнув, пропадают в небытие. Но есть работы, которым предначертано стать молчаливыми свидетелями утекающего времени, пережить своих творцов и многие поколения придирчивой публики, что бы навсегда быть причисленными к разряду мировых шедевров.

Как правило, известные работы-шедевры, вызывают восхищение, духовное насыщение, удовлетворение и безудержное любопытство. Истории представленных здесь картин очень печальны, так как им было суждено стать объектом раздражения и отвращения – нашлись те, кто яростно возжелал уничтожить их с лица земли или нанести им непоправимый урон. Перед вами рейтинг самых известных работ, которые были подвергнуты нападению, и с честью вынесли это испытание.

1 место. Девочка для битья «Мона Лиза»

Эта небольшая по размеру картина Да Винчи – самая известная в мире, и, кроме того, именно ей открывать мой рейтинг, так как она не раз подвергалась покушениям. Манящие глаза Джаконды привлекали ни один десяток неуравновешенных личностей, которые стремились испачкать, порезать или как-то по-другому испортить шедевр. Почти «массированной атаке» картина подверглась в 1956 году, когда один из посетителей облил изображение кислотой, в результате чего была повреждена нижняя часть. А уже спустя несколько месяцев боливиец Уго Унгаза Вильегас швырнул в работу камень и уничтожил тем самым слой краски у локтя героини.

Сегодня восстановленная работа защищена надёжно под пуленепробиваемым стеклом и Мона Лиза может спокойно демонстрировать свою загадочную улыбку. Но это совсем не значит, что картина перестала подвергаться нападкам…

 

2 место. Даная, победившая кислоту

Жарким июньским днём 1985 года Эрмитаж как обычно принимал множество экскурсий. Вдруг из группы очередных туристов, бродивших по залу фломандцев , отделилась мужская фигура и направилась к одной из работниц музея, чтобы задать вопрос – какая из картин здесь самая ценная. Неизвестно почему смотрительницу этот вопрос не насторожил, и зачем она гордо указала на «Данаю», но факт остаётся фактом – подойдя к одному из самых известных шедевров Рембрандта, мужчина плеснул серную кислоту прямо в центр полотна. На глазах у изумлённой публики картина начала пузыриться, менять цвет и покрываться ужасающими вертикальными разводами.

Реставрационные работы начались в тот же день. Талантливые химики и реставраторы трудились около 1,5 года и шаг за шагом восстанавливали-таки 27 % потерянного шедевра. Эпилог этой истории таков: мужчина, обидевший картину, был спрятан в психиатрическую клинику, а прекрасная Даная за бронированное стекло.

 

3 место. Убийство убийства Ивана Грозного

«Довольно крови!» — крикнул молодой человек и кинулся с ножом на полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». И успел-таки, паразит. Вандал, а им оказался иконописец и старообрядец Абрам Балашов, нанёс три разреза, которые повредили лица героев.

Это случилось 29 января 1913 года, а уже в ближайшее время в Третьяковку экстренно приехал сам автор, чтобы переписать изуродованный шедевр. И сам чуть «делов» не натворил: прошло 20 лет с момента создания «Ивана Грозного», и авторский стиль мастера претерпел значительные изменения, так что автор переписал лица в каких-то невообразимых лиловых тонах. После того как живописец отбыл домой, И. Грабарь и Д. Богословский смыли авторскую копию и переписали испорченный фрагмент.

 

4 место. «Ночной дозор» и малоимущий учитель

Одной испорченной «Данаей» наследие Рембрандта не отделалось — «Ночной дозор» также стал жертвой неуравновешенного вандала и случилось это в 1975 году.  Бедный, как церковная мышь, учитель Вильгельм фон Райк набросился на шедевр с ножом и оставил вертикальные полосы внизу.

Картина была успешно отреставрирована, а вот несчастный варвар покончил с собой на следующий год. Сегодня зал Государственного музея в Амстердаме, где экспонируется картина, устлан мягким ковролином, в отличие от остальных помещений, где лежит паркет. Это сделано для удобства проведений лекций – дети садятся прямо на пол и погружаются в таинственный и чудесный мир эстетики искусства Рембрандта. А картина «Ночной дозор» в этом зале ограждена…для надёжности.

 

5 место. Психоделическая «Герника»

Внушительное полотно «Герника» Пабло Пикассо в 1974 году отправилась в командировку в Штаты. Картина привлекла к себе огромный интерес – ещё бы это необычайно талантливый ответ маэстро на драматические события Гражданской войны в Испании, демонстрирующий весь ужас кровопролитного конфликта.

Однако не все благоговели перед шедевром – некий Тони Шафрази вывел прямо на картин KILL LIES ALL, что в переводе «убить всё». Таким образом Тони продемонстрировал свой протест за помилование президентом США Уильяма Колли, который устроил массовое убийство в деревни Малаи во Вьетнаме. Дело было действительно резонансное – безоружные мирные жители подверглись безжалостному уничтожению, были убиты около 400 человек и из них 173 ребёнка. Ужасающий факт истории США, но «Герника» тут при чём?

 

В качестве бонуса

Иногда разрушающей силой может обладать не только ненависть или крайняя степень раздражения, но и всепоглощающая любовь. Одним из ярких примеров — статуя-памятник Оскару Уальду на кладбище Пер-Лашез в Париже. Уж, не знаю можно ли его отнести к настоящим шедеврам, но памятник действительно очень примечателен – это ангел-сфинкс, созданный в память о его поэме «Сфинкс».

В начальном варианте у памятника были явно различимые половые признаки, но вскоре статую пришлось оскопить – некоторые умудрялись не только забираться верхом на статую своего кумира, но и совокупляться с каменным исполином (как им это удавалось?!).

Однако и это пылких воздыхателей не остановило – Уальду по-прежнему несут любовные записки лица нетрадиционной ориентации (и не только)  и обцеловывают его памятник.

Сегодня статуя спрятана за стеклянное заграждение, так что любвеобильные поклонники могут целовать только поверхность стекла, которые периодически моются. Вот такая вот любовь, преодолевающая и века, и стеклянные барьеры!

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская