Игорь Грабарь. Биография и картиныХудожник Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) — русский художник, деятель науки, культуры и искусства. Биография и картины

Игорь Грабарь родился и до пяти лет проживал в Венгрии, затем его семья приезжает в Россию. Увлечение живописью приходит к нему во время обучения в Егорьевской гимназии и московском лицее. Молодой Грабарь изучает картины знаменитых художников, пробует самостоятельно писать пейзажи на пленэре и рисунки с натуры.

Высшее образование художник получает в стенах Петербургского университета, учась на историко-филологическом факультете и одновременно изучая азы юриспруденции. В это время начинается его плодотворное сотрудничество с журналом «Нива», для которого он пишет иллюстрации, биографии художников, критические статьи.

В 1894 году Грабарь поступает в Академию художеств на курс И. Репина. Здесь он открывает для себя идеи и творчество импрессионистов и пытается перенимать их опыт в своих работах. Знакомство с зарубежным искусством художник продолжил в путешествии по Европе (1895-1901). С 1908 года Грабарь работает над выпуском «Истории русского искусства», где публикуются его статьи об архитектуре, монографии, организует выставки картин русских художников.

После 1910 года он оставляет живопись и отдает себя другим направлениям творческой, научно-просветительской деятельности. Так, по его проекту был построен подмосковный санаторий «Захарьино», выдержанный в традициях архитектуры Возрождения.

В период с 1913–1925 художник занимает должность директора Третьяковской галереи и проводит реформу ее экспозиции: переразмещении картин в соответствии с исторической последовательностью. Большое значение для науки имеет и составленный им каталог хранимых в галерее работ.
В круг интересов художника входила реставрационная, музееведческая работа и деятельность по охране памятников культуры и старины. Спасение произведений древнего искусства во Владимире, Новгороде, Пскове – лишь часть его заслуг в этом направлении.

С 1924 года Грабарь вновь берет в руки кисть. Пишет натюрморты, местные пейзажи, камерные портреты своих родных и творцов науки и искусства («портрет матери», «портрет академика С.А. Чаплыгина», «Автопортрет с палитрой»). Его полотна отличаются реализмом, вниманием к особенностям передачи света и воздуха, к которым он подходил аналитически. Творческий метод художника часто характеризуют, поэтому как научный импрессионизм. Впоследствии он отходит от него и сосредотачивает внимание на проблемах передачи цвета.

В советский период художник по-новому открывает для себя творческое наследие И. Репина, пишет о нем монографию в 2-х томах. За свой труд он был удостоен Сталинской премии.
В художественной жизни ХХ века И. Грабарь запомнился как человек невероятно многогранный, талант которого проявился в различных сферах отечественного искусства.