Чайлд Хассам «День взятия Бастилии, Париж»

День взятия Бастилии, неизменно ассоциирующийся с Великой революцией, дорог сердцу каждого француза, и не удивительно, что Хассам, который некоторое время жил в Париже, решил посвятить событию одну из своих работ. Картина написана яркими чистыми красками, уверенными широкими мазками. На фоне суетящихся жителей и массивных тесно прижатых друг к другу зданий ярким акцентным пятном выступает государственный флаг. Этот триколор, как символ свободы, не раз становился главным действующим героем картин подобной тематики. Достаточно вспомнить Делакруа.

Парижские работы Хассама – это, чаще всего, городские сцены. Вот и представленная картина – это изображение города с неспешно прогуливающимися людьми, фигуры которых не имеют чётко прописанных линий, небольшие торговые лавки и гладкие мостовые. Искусствоведы считают эту работу «предвосхитительницей» знаменитой серии Флагов, которая будет написана в начале 1910 –х.

В картине привлекает внимание неповторимая гармония, которая так свойственна работам автора – оживлённая улица, написанная пастельными тонами с вставками контрастно жёлтого и красного, логично дополнена развивающимся флагом, который мгновенно сосредотачивает на себе внимание, трансформируясь в главного героя, олицетворяя  основную тему картины. Удивляет сам городской пейзаж – мастер не пошёл за традиционным изображением французских улиц, выбрав свой путь. Сам Хассам стремился увидеть на парижских улицах черты Нового Света, заявляя, что Париж нынче стал совсем американским.

1889 г. Масло, панель. Частная коллекция.