Талантливые картины всегда вызывают восхищение художником. Обсуждают его самобытную технику, умение выделить главное, найти сюжет, построить композицию, и природу вдохновения, наконец. И очень редко говорят о самой личности гения, между тем, истории известны случаи, когда гениальность даровитость в творце соседствовала с форменным безумием, апатией и другими деструктивными состояниями. Это помогало им творить, временами добавляло экспрессии в полотна, чтобы дарить миру настоящие шедевры.

Но было ли им легко жить…с сами собой? Страдали ли их близкие? Думается, что ответ очевиден.

Несчастный Ван Гог

Откроет наш рейтинг гениальных безумцев Винсент Ван Гог. И дело даже не в том, что он отрезал себя кусочек уха (не целое, как многие считают), а в том, что вся его жизнь состояла из мучительных поисков себя.

Сегодня строят многочисленные загадки, что явилось причиной депрессивного состояние Ван Гога – несчастная любовь, «самокопание» в себе как в художники и в человеке, отсутствие признания  публики, нищета, ссора с Полем Гогеном, разрыв с семьёй. Свою (правда сугубо художественную) версию высказывает и Ирвинг Стоун в романе «Жажда жизни».

Дать точный ответ на причины психологического расстройства талантливого живописца невозможно, как и не смогли врачи поставить своему больному точный диагноз, укладывая очередной раз в клинику – то биполярное расстройство, то шизофрения. Современные специалисты утверждают, что Ван Гог страдал воспалением среднего уха. Острая боль и явилась причиной того, что художник накинулся сам на себя с ножом, это же воспаление и довело несчастного до умственного расстройства.

Так или иначе, в возрасте 37 лет Ван Гог покончил с собой. Умирая на руках своего брата Тео, он произнёс почти сакраментальное: «Печаль будет длиться вечно». Вот такая несчастная судьба художника, чьи работы отличались, наверное, самой яркой и жизнерадостной палитрой.

К слову, можно усматривать в трагедии Ван Гога и генетические болезни. Всего через год умрёт его брат Тео, предварительно попав в больницу с диагнозом «острая маниакальная возбудимость с манией величия и прогрессирующий общий паралич».

 

Сказка, превратившаяся в кошмар – трагедия Ричарда Дадда

Сегодня имя Ричарда Дадда малоизвестно, между тем, этот талантливый человек был основоположником викторианской сказочной живописи.

Первые уроки Ричард получил в мастерской своего отца – тот был резчиком по дереву, а после был принят в Королевскую художественную Академию, в стенах которой основал и возглавил независимое художественной общество «Клика».

Первые тревожные звоночки….нет, даже колокола (!!!) зазвенели в 1842 году, когда Дадд участвовал в экспедиции по странам Ближнего Востока. История и мифология Египта оказала на душу творческого человека такой воздействие, что он объявил во всеуслышание, что он-де воплощение египетского бога Осириса. Происшествие хотели списать на солнечный удар, но возвращаясь в Англию, Ричард несколько раз терял над собой контроль и впадал в беспричинное буйство.

Вернувшись из путешествия в 1843 году, его отдали на попечение родителей, признав душевнобольным. Вскоре Дадд признал в своём отце дьявола и жестоко убил его. Поймали его в Париже, на пути к которому он успел убить ещё одного человека. После этого вся оставшаяся жизнь Ричарда Даддла прошла в разных лечебницах, среди которых числится известный Бедлам. До самой своей смерти (а прожил он 68 лет) художник не переставал писать картины на сказочные сюжеты.

Сегодня его картины получили заслуженное признание, а сам автор вызывает сочувствие, ведь, скорее всего, он стал жертвой генетического недуга – все братья Дадда (без исключения) страдали шизофренией.

Сойти с ума от кошек, или эксцентричный Луис Уэйн

Английский художник Луис Уэйн прославился своей чрезмерной любовью к кошкам. Он был единственным мальчиком в семье среди младших пятерых сестёр, из которых ни одна не выйдет замуж. Все дети почти всю жизнь жили с матерью, правда, самую младшую в возрасте 30 лет забрали в психиатрическую больницу.

Окончив школу искусств Западного Лондона, Луис Уэйн много работает, чтобы содержать свою мать-вдову, сотрудничает с журналами, пишет картины. В основном сюжетами для картин были животные, а также простая деревенская жизнь. Некоторое время он зарабатывает, рисуя исключительно портреты собак, а также животных на сельскохозяйственных выставках.

Вскоре 23-летний Луис женится на гувернантке своих сестёр (к ужасу всей семьи). Но счастье длилось недолго, у его молодой супруге Эмили обнаружился рак, и она умрёт уже через три года после заключения брака. Отсюда и берёт свой отсчёт безумство Уэйна.

Во время болезни Эмили, Луис стремится порадовать любимую, подарив кота. Со временем он обучил кота множеству занятных трюков – кот легко носили очки, дела вид, что читает, сидя перед книгой. Тогда же художник стал делать первые эскизы и портреты кота Эмили.

После смерти жены коты стали главной темой творчества – Уэйн оформлял детские книги, создавал целые серии картин, а его открытки пользовались громадной популярностью. Причём часто коты у художника были очеловечены, можно было разглядеть в них черты человеческого лица, выражения, позы, присущие людям.

Однажды художник чуть было не погиб, спасая кота, переходящего дорогу, от надвигающегося на него автобуса. Придя в себя в больницу, Луис в первую очередь поинтересовался, как там кот. «Он превратил себя в кота» — сокрушался Герберт Уэллс.

В последние годы, странности художника, которого считали обаятельным, но эксцентричным, приняли и вовсе пугающий характер. Уэйн не мог отличить правды от вымысла, страдал от галлюцинаций, подозрительно относился к своим сёстрам, утверждая, что они воруют у него деньги и вообще слабоумны (мелькание кадров на киноэкране сокращает количество их мозгов).

После того, как Луис стал постоянно переставлять мебель в доме, писать бессвязные тексты и спустил одну из своих сестёр с лестницы, его поместили в лечебницу. Пресса не замедлила отозваться на это событие. Был создан целый фонд помощи бедному художнику при помощи премьер-министра Англии, а также к Уэйну стали приходить именитые посетители.

Однако болезнь только прогрессировала. Художник изображал только кошек. Постепенно они становились ярче, экспрессивнее, тела заполнялись узорами, пока эти витиеватые линии не вытеснили саму кошку. Последние дни художник выводил лишь эти замудрёные линии.

 

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская