aclausЭмиль Клаус (1849 — 1924) бельгийский художник-импрессионист, основоположник люминизма. Член Антверпенской Академии искусств, кавалер ордена Леопольда и ордена Почётного легиона.

Эмиль Клаус родился 27 сентября 1849 года и стал двенадцатым ребенком в небогатой семье сельского бакалейщика и домохозяйки.

В возрасте 11 лет Эмиль бросил занятия в школе и стал работать в кондитерской. Становиться обычным пекарем не входило в его планы, и в 16 лет он начинает посещать художественную школу в Варегеме. Чтобы попасть на занятия, каждое воскресенье Эмиль пешком проходил три километра, и не напрасно – по окончании курса ему была вручена золотая медаль за выдающиеся успехи в обучении. Но отец Эмиля не желал сыну карьеры художника, и Клаус то вынужден был работать на железной дороге, то торговать льном.

Стремление заниматься живописью не покидало Эмиля, и в 1869 году он пишет письмо композитору П. Бенуа, в котором просит переубедить отца. Бенуа откликнулся на просьбу, и в этом же году Клаус поступает на обучение в Академию изящных искусств в Антверпене. Изучив тонкости живописи, в 1875 году он блестяще завершает учебу и начинает демонстрировать свои полотна в Генте, а затем и в Брюсселе.

Для раннего этапа творчества Э. Клауса характерна реалистическая манера письма, сюжеты на остросоциальные темы и темная палитра используемых в работе оттенков («Богатство и бедность», 1880). В 1882 году художник впервые громко заявил о себе – его работа «Бой петухов во Фландрии» была выставлена на Парижском салоне.

Успех и пришедший вслед за ним финансовый достаток позволяют художнику приобрести в Бельгии виллу Zonneschijn, где он и будет проживать до самой смерти. Удача ждала Эмиля в личной жизни – в 1886 году он женится на Шарлотте Дюфо. На данном этапе в творческой жизни мастера преобладают реалистические пейзажи, воспевающие красоту бельгийской природы.

Живя в деревне, художник не перестает общаться с друзьями из мира искусства, через переписку с которыми открывает для себя французский импрессионизм. С этого момента меняется и творчество Клауса: он уделяет значительное внимание передаче света и тени, использует более светлые и мягкие, чем ранее, оттенки красок («Урожай свеклы», 1890; «Зимородки», 1891). Цветовая гамма, сюжеты работ Э. Клауса этого периода довольно близка к творчеству К. Моне.

Многочисленные эксперименты со световыми эффектами привели Клауса к созданию нового течения импрессионизма – люминизму, завоевавшему большое число последователей.

В 1893- 1904 гг художник ведет активную деятельность: вступает в художественное объединение Union Artistique, организовывает группу Vie et Lumiere, участвует на выставках брюссельского союза художников и Берлинского сецессиона, воспитывает молодых живописцев.

С началом Первой мировой войны Э. Клаус эмигрирует в Англию. В Лондоне он пишет виды Темзы, работая в постимпрессионистской манере.

По окончании войны художник вернулся на родину. Скончался Э. Клаус на своей вилле в 1924 году.