Название картины – очень важный элемент любого шедевра, ведь автор вкладывает в наименование какую-то соответствующую программу, выделяет главное. Но история живописи не раз доказывала, что иногда зритель лучше видит самую суть, и картины под влиянием критиков и общества обретали новые названия и именно с ними входили в сокровищницу мировой живописи.

Что честнее – оставить авторскую ремарку или название, которое присвоило полотну публика? Вопрос этот весьма спорный, но, безусловно, очень любопытный.

Иван Грозный и сын его ИванЭта картина Ильи Репина, наверное, самая драматичная среди всех его шедевров. Её полное название «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

В основе сюжета полудоказанный факт о том, как царь Иван IV в порыве гнева избил своего сына-наследника, что привело к его смерти прямо на руках у отца-тирана. Автор изобразил на полотне историческое событие очень важное по своему масштабу – убив своего любимца, которому было начертано наследовать царство, Иван Грозный, сам того не ведая, пресечёт свою династию и положит начало Смутному времени.

Однако зритель видел в этой работе, прежде всего горе царя, граничащее с безумием. Его широко открытые глаза выражают весь ужас осознания от того, что он натворил. Царь прижимает окровавленную голову сына к себе, дотрагивается до неё губами, и, кажется, что сейчас он отдал бы всё, чтобы предотвратить произошедшее.

Не историческую значимость события, но человеческое горе царя Ивана IV, в первую очередь, видела публика. Сострадание к убиенному наследнику, и даже к царю с взрывным характером, послужило тому, что картину чаще всего называют «Царь Иван Грозный убивает своего сына».

 

Ночной дозор«Ночной дозор» — одна из самых известных картин Рембрандта, но настоящее её название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Жанр этой работы – групповой портрет, который заказали у живописца члены Стрелкового общества к открытию своего нового здания. На портрете 19 реальных людей, среди которых мушкетёры, копейщики, меченосцы, сержанты, барабанщик и капитан Кок.

Нашли эту работу почти случайно, спустя 200 лет после написания. За тёмный колорит, не разобравшись, прозвали «Ночным дозором», а уже после выяснилось, что картину покрывает толстый слой копоти, делающий полотно тёмным. На самом деле Рембрандт писал героев в дневных декорациях, а тень от руки Кока показывает положение солнце на небе, свидетельствующее, что в данный момент не позднее двух часов по полудню.

 

Постоянство памяти«Расплавленные часы» или «Мягкие часы» чаще всего именуют картину, которую сам автор, Сальвадор Дали, назвал «Постоянство памяти».
Ассоциативное мышление художника выдало данный сюжет после разглядывания плавленого сыра, а образы стали настолько запоминающиеся, что слова Галы оказались пророческими – кто хотя бы раз глянет на эту картину, уже не сможет её забыть.

Можно долго придумывать здесь философские надстройки, но вид стекающих с веток и стола часов и дали, в конце концов, «народное» название полотну.

 

 

Картина «Три медведя» или всё же «Утро в сосновом лесу» обязана своим растиражированным, но неправильным названием…советским конфетам.

Утро в сосновом лесуМастерство Шишкина-пейзажиста бесспорно. Дремучий лес с вековыми соснами, сквозь кривые ветки которых проникает солнечный свет – экспозиция очень красивая и интересная, однако, своей популярностью полотно обязано всё же медвежатам. Убери этих косолапых героев – и всё, прелесть улетучивается, оставляя зрителю лишь талантливый, но голый пейзаж.

Уже известно, что медведи на картине появились благодаря Константину Савицкому, но первый покупатель, Павел Третьяков, снял его подпись, мотивируя это тем, что стилистика работы шишкинская, а уж  кто там медведей рисовал – какая разница?

Фабрика «Красный октябрь» во времена СССР стала выпускать конфеты «Мишки в лесу» и шоколад «Три медведя, взяв на этикетки шедевр Шишкина и Савицкого. Сегодня неизвестно, кто там недосчитался ещё одного медведя, но очень скоро и картину по аналогии с известным лакомством стали называть «Три медведя». Вот такие вот сладкие курьёзы!

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская