Ван Гог «Автопортрет в соломенной шляпе»Иногда истории похождения картин заслуживают даже большего внимания, чем описание собственно ценности отдельно взятой работы. Таким примером может служить удивительное приключение одного из автопортретов Винсента Ван Гога, который за все свои похождения получил прозвище «Бродяга».

Началось всё с того, что к Амбруазу Воллару, знаменитому меценату и коллекционеру, обратился потрёпанного вида клошар и предложил ни много ни мало, купить у него картину…Ван Гога. Бросив взгляд на грязную холстину, Воллар вытолкал попрошайку вон, а через день клошар утопился, оставив записку с обвинениями в адрес несговорчивого коллекционера.

Только тогда Воллар решил внимательно разглядеть полотно, которое настойчиво предлагал ему бедняк. Разрезав пополам картофель и принявшись тереть им холст, очищая его от грязи и пыли, взволнованный Воллар увидел узнаваемый жёлтый и карминно-красный цвет, нервные «червивые» мазки – всё это было характерными чертами стиля только одного художника, Ван Гога. На мецената смотрел знаменитый «Автопортрет в соломенной шляпе». Но как же так, ведь именно эту картину сам Воллар продал несколькими годами ранее Ротшильду.

В общем-то, в этом не было ничего удивительного, ведь Ван Гог любил повторять многие свои работы (достаточно вспомнить его серию «Подсолнухов»). Воллар стал припоминать рассказ клошара о том, как тот выменял холст у официанта, служившего лет двадцать назад в «Красном петухе», любимом  ресторанчике Ван Гога на Монмартре.

После этой неприятной истории с самоубийством бедняка с картиной необходимо было расстаться, и лучшим вариантом было продать какому-нибудь иностранному богачу, чтобы вывести работу за пределы страны.

Первым покупателем стал аргентинский землевладелец, он надумал подарить шедевр дочери. Но дочь решила, что в «тёмной» Аргентине о Ван Гоге никто и слыхом не слыхивал, а посему шедевр будет украшать её парижский дом. Однако вскоре молодая девушка была убита в разборке между своими воздыхателями – картину вернули Воллару.

Следующим владельцем стал политик Жорж Клемансо, который надумал преподнести столь роскошный подарок американскому бизнесмену Генри Фрику. Фрик перевёз работу в Нью-Йорк, где создал свою частную галерею. В частном собрании автопортрету «жилось» хорошо – она много путешествовала по выставкам и музеям, но после того как её стоимость была оценена в миллион долларов переехала жить в бронированный сейф. После этого  с сейфом стали твориться странные вещи – полицейские замучились приезжать на ложные срабатывания сигнализации. Ну не хотел автопортрет жить взаперти!

Семья Фрика пригласила на консультацию знаменитого астролога, который изрёк – продать картину немедленно. Сказано – сделано, в 1973 году Ван Гог был продан испанскому коллекционеру, пожелавшему остаться неизвестным. Однако перевозка работы в Испанию закончилась изъятием – таможенники забрали шедевр, любезно передав его правителю, никому иному, как диктатору Франко.

После падения режима, многих произведений искусства, коими был набит дворец Франко, не досчитались, пропал и автопортрет-бродяга. Долгие поиски ни к чему не привели, и, казалось, работа потеряна навсегда, но неожиданно в испанских газетах была опубликована невероятная история, проливающая свет на дальнейшую судьбу картины.

Один анонимный испанский коллекционер случайно «напоролся» на Автопортрет за океаном, выкупил за большие деньги и намеревался переправить в Испанию, не расщедриваясь при этом на таможенную пошлину. Завернув полотно в неприглядную картонную обёртку, новый владелец спрятал шедевр в персидском ковре, который спокойно переправил через границу.

В испанском аэропорту коллекционера встречала любовница, и втроём – она, шеф и персидский ковёр, они отправились прямо к нему в офис. Дело молодое и горячее, что греха таить – предались секретарша и коллекционер страстной запретной любви прямо на ковре. И только после любовных утех, шеф решил поинтересоваться, не видела ли его любовница в ковре картонную обёртку, на что та легкомысленно призналась в том, что выбросила её. Пулей кинулся меценат искать картину, но угодливая уборщица уже вынесла весь мусор из офиса.

На этом след знаменитой работы обрывается. Хотя очень хочется надеяться, что какой-нибудь просветлённый мусорщик нашёл обёртку и узнал в картине руку бессмертного мастера, избавив шедевр от тлена на помойке. Вдруг, он умудрился продать картину, и прекрасный автопортрет вновь скитается по свету. Вдруг…

Ван Гог «Автопортрет в соломенной шляпе»

Автор – © Татьяна Уварова-Ковалевская