Современники Борисова-Мусатова утверждали, что его настроение зависело от времени года, и с наступлением осени, приобретало такой же «ненастный» характер. Наверное, поэтому, ощущение тоски и безотчетной печали по чему-то безвозвратно утраченному, так остро звучит в картине «Призраки».
Скорее всего, художник, тонко предчувствовавший грядущие события, уже знал о печальной судьбе горячо любимой Зубриловки, да и о том, что ему самому предстоит прощаться не только с имением, но и с этим миром, в котором ему редко было уютно.
Мусатов находился на пике творческой карьеры, он свободно воплощал на полотнах ощущение идеального мира, черпая для этого «информацию» из прошлого, а теперь, наверное, почувствовав, что все это уйдет и, сожалея об утрате, символически представил события в виде растворяющихся призраков.
В 1903 г. художник оставил Саратов, перебравшись в Подмосковье.
1903 г. Темпера, холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва.